Валентин Бобырев считает, что политика в сфере борьбы с наркопреступностью должна быть кардинально изменена.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
-Валентин Васильевич, на недавних парламентских слушаниях вы обнародовали статистику, которая свидетельствует о резком снижении числа выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вот эти цифры: 2001 год – 246 тысяч, 2002-й – около 190 тысяч, 2003-й – почти 182 тысячи, первое полугодие текущего – около 89 тысяч. Эту тенденцию вы назвали угрожающей. Почему? Казалось бы, наоборот, порадоваться можно – коль меньше таких преступлений выявляется, может быть, сама преступность идет на спад?
═
– Если бы так. На самом деле, по данным официальных учетов, количество наркозависимых лиц в России увеличилось почти в 15 раз и сейчас составляет около 4 миллионов. В среднем по стране на каждые 100 тысяч населения приходится 241 наркоман. А в ряде регионов уровень наркотизации населения еще выше – по Сибирскому федеральному округу этот показатель превысил 400. Снижение количества выявленных наркопреступлений на фоне расширяющейся экспансии самого явления – это объективный показатель опаснейшего развития ситуации.
═
– Но, казалось бы, все должно быть по-другому. На борьбу с наркопреступностью брошен целый ряд силовых ведомств – МВД, ФСБ, СВР, пограничники, таможня. Создана и включилась в работу мощная специализированная структура, на которую возложена роль координатора всех усилий, – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Почему же не удается переломить ситуацию?
═
– Меньше всего я склонен винить правоохранительные органы в целом и Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков – в особенности. Непредвзятый анализ ситуации показывает, что причины лежат в правовой плоскости. А именно – в неоправданной либерализации уголовного законодательства, касающегося сферы незаконного оборота наркотиков.
═
– Что вы имеете в виду?
═
– Пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией к сказанному может быть следующий факт. Как известно, из российского уголовного законодательства изъят институт конфискации имущества. Это означает, что правоохранительные органы лишены сегодня одного из наиболее эффективных инструментов разрушения экономической базы наркопреступности. При любом исходе, даже самом неблагоприятном, любой наркобарон знает, что нажитые им на чужом горе состояния в безопасности. Даже если он оказывается за решеткой, что и вовсе случается не так часто, его капиталы, движимое и недвижимое имущество остаются в собственности созданного им клана, продолжают работать на преступника. В том числе и на его досрочное вызволение из тюрьмы. Я уже не говорю о том, что при отсутствии института конфискации невозможно эффективно бороться с отмыванием наркодолларов.
Хочу заметить, что, отменяя институт конфискации, наш законодатель пренебрег международными обязательствами России. Согласно Венской (1988 года) конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств страны-участницы – а Россия является таковой – обязаны предусмотреть в своих национальных законодательствах наряду с лишением свободы и штрафными санкциями конфискацию доходов или собственности, стоимость которой соответствует этим доходам.
Еще одна иллюстрация необоснованной либерализации уголовного законодательства – увеличение количества наркотика, с которого наступает уголовная ответственность за его незаконный оборот. Обращаю внимание: эти нормы по сравнению с ранее действующими выросли не на десяток-другой процентов, а в десятки раз!
═
– Каким образом это произошло?
═
– В декабре 2003 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены поправки, в том числе в антинаркотические статьи. Оказались декриминализированы деяния по изготовлению, перевозке и переработке наркотиков с целью сбыта, что явно не соответствует Конвенции ООН.
Кроме того, примечанием к статье 228 УК России введены новые понятия крупного и особо крупного размера наркотиков, с которых наступает уголовная ответственность за их незаконный оборот. При этом под крупным размером понимается количество, в 10 и более раз превышающее размеры средней разовой дозы потребления, а под особо крупным – в 50 раз и более. Установление самих размеров «разовых доз» делегировано правительству России. Соответствующее постановление правительства вышло 6 мая 2004 года, его номер 231.
Когда сотрудники правоохранительных органов и иные специалисты ознакомились с этим документом, то были потрясены – планка ограничений была поднята по сравнению с прежним порядком в десятки раз. Ранее крупный размер составлял одну-пять доз, а по некоторым наиболее опасным наркотикам начинался практически с нуля. В нынешней ситуации фактически любой наркоторговец, при задержании которого обнаруживают менее 10 доз, уходит от уголовного преследования, отделываясь административным штрафом. Это нововведение привело к резкой активизации нелегального оборота наркотиков.
Негативные последствия сказались везде, вплоть до пенитенциарной системы. Здесь и ранее ситуация была весьма напряженной, так как в этой системе содержатся более 86 тысяч осужденных и подследственных, больных наркоманией. Руководители учреждений исполнения наказания жалуются на то, что с мая сего года обстановка осложнилась. Поэтому мы ставим вопрос и о наделении Федеральной службы исполнения наказаний необходимыми полномочиями для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Мы крайне озабочены также сложившейся судебной практикой. Статистика свидетельствует, что две трети осужденных за сбыт наркотиков в крупном размере получают условное наказание, а каждый четвертый осужденный – наказание ниже низшего предела, установленного законом. На наш взгляд, такое положение абсолютно неадекватно ситуации. Мы настаиваем на том, чтобы Верховный суд России тщательно проанализировал судебную практику, а выводы и рекомендации отразил в соответствующем постановлении пленума.
═
– Валентин Васильевич, какие круги «проталкивали» через Госдуму, правительство эти законопроекты? Наркотическое лобби действительно существует?
═
– Я могу сказать, что, напротив, в Госдуме нынешнего созыва существует антинаркотическое лобби. Мне трудно судить, чьими стараниями создана сегодняшняя опасная ситуация. Кстати, на парламентских слушаниях первый заместитель председателя Госдумы Любовь Константиновна Слиска попросила заместителя генпрокурора Владимира Ильича Колесникова разобраться, провести проверку по этому вопросу. Мое личное мнение, что причиной могут быть банальные халатность, некомпетентность, спешка, игнорирование мнения профессионалов. Например, в упомянутом уже правительственном постановлении наименования некоторых лекарств, содержащих наркотики, даны с искажениями, ошибками. Мне также известно, что при согласовании проекта постановления отрицательно по его тексту высказывались специалисты ФСКН. Но кто-то все же убедил главу правительства России подписать документ. Я думаю, и сам Михаил Ефимович Фрадков заинтересован в том, чтобы разобраться в этой истории.
═
– Сейчас много говорится о создании так называемого пояса безопасности вокруг Афганистана. Как далеко мы в этом продвинулись?
═
– Это крайне сложная и трудная задача, которую Россия должна решать совместно с мировым сообществом. Надеяться на быстрый успех не приходится. Несмотря на то что к власти в Афганистане пришло новое, обещавшее проводить антинаркотическую политику правительство и несмотря на ввод в страну американских командос, страна в текущем году увеличила на 20% площади посевов мака. Это 10 тысяч гектаров. Фактически вся экономика Афганистана держится на наркопроизводстве. Чтобы изменить положение, наших усилий мало, нужно задействовать в этом такой международный институт, как ООН. Это перспектива десятилетий. А пока нам необходимо крепить антинаркотическое сотрудничество с парламентариями Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, обустраивать свою государственную границу. К сожалению, угроза наркоэкспансии со стороны Афганистана существует, и необходимо принимать адекватные меры.
═
– Участники упомянутых вами парламентских слушаний пришли к однозначному выводу о необходимости изменения и ужесточения законодательства по борьбе с наркомафией. Когда соответствующие законопроекты будут внесены в Госдуму?
═
– Работа над ними уже идет. Не исключено, что они будут вынесены на обсуждение еще до Нового года. Но скорее всего поправки будут приняты в ходе весенней сессии 2005 года.