Олег Попцов уверен, что на ТВЦ нет кризисной ситуации.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Олег Максимович, совет директоров принял наконец новую сетку вещания ТВЦ с 10 января. Чем она будет отличаться от старой?
═
– Учитывая то, что даже с совета директоров информация уходит через три минуты, это секрет фирмы. Поймите меня правильно. Ты еще нигде не говорил, а к главному режиссеру канала на премии ТЭФИ подходит некий человек с другого канала и говорит: «Как вы смотрите на то, если бы мы подключились к вашей программе?» – и пересказывает концепцию программы. Тогда главный режиссер говорит: «Понимаете, это прерогатива Олега Максимовича Попцова, он автор этой идеи и вообще откуда вы это узнали?» Собеседник говорит: «Какая разница, как узнали, не важно, нам кажется, этот проект представляет для нас некий интерес». На сегодняшний день конкуренция довольно мощная и наши коллеги очень активно работают над контрпрограммированием. Поэтому, чтобы избежать сверхконкретизации, я могу сказать – появится новая концепция сетки и ряд новых программ. Думаю, что у нас будет достаточно нестандартный ход к 60-летию Победы. Эти цикловые работы мы начнем показывать уже в этом году. В целом сетка будет построена принципиально по другой модели.
═
– Насколько мне известно, отдельными членами совета директоров ТВЦ предъявлялся упрек каналу, что он, замахиваясь на федеральный масштаб, не занимается городскими проблемами.
═
– Никакого упрека не было и быть не могло, потому что канал погружен в городские темы и проблемы. Это может быть только упрек людей, которые не смотрят постоянно канал. Я всегда говорил, что липецкое телевидение отличается от московского тем, что Липецк – столица Липецкой области, а Москва – столица России. Если вы хотите, чтобы Россия чувствовала, что у нее есть столица, в которой решаются проблемы всей страны, вы должны России рассказывать об этом. Мы, между прочим, государственные люди, и нам небезразлична судьба отечества. Если ты власть избрал – будь добр сделать все, чтобы помочь ей. Что значит помогать? Не работать за нее, а помочь ей увидеть и услышать. ТВЦ, как и любое другое СМИ, старается выполнять эту задачу. Потому что нельзя допустить, чтобы власть в информации была блокирована чиновниками, некоторые из которых очень не хотели бы, чтобы вышестоящий знал, что нижестоящий, мягко говоря, не срабатывает. У Москвы есть Сити-канал, он называется «Столица». Пожалуйста – все о проблемах города, и только о них. На ТВЦ обильно представлены проблемы города, прежде всего в разрезе его социальной политики. Есть даже некоторое перенасыщение. Но это оправданно. И знаете – почему? Уже более 10 лет московская команда стоит на позиции социально ориентированных реформ и добилась на этом пути значительного результата. Я не стану перечислять программы московской тематики – их множество. Важно совсем другое. Москва как столица – средоточие профессиональных, культурных, строительных, научных и образовательных ресурсов. Не города, а страны. Поэтому делать эти программы интересными для российского зрителя – творческая задача канала. Кстати, одна любопытная деталь – когда вдруг начали говорить о «федерализме» ТВЦ? Когда канал перешел на «орбиты». И стал вести вещание на Урал и за его пределы в реальном времени, что есть прежде всего уважение к зрителю. Согласитесь, нелепо, когда ваши утренние программы зритель Новосибирска смотрит поздним вечером┘
═
– И кому же это не понравилось?
═
– Конкурентам. Мы стали претендовать на рекламный ресурс за пределами Москвы.
═
– Получается, что ваши конкуренты – в совете директоров ТВЦ?
═
– Нет. Члены совета директоров в эти вопросы не вникали. Это обязанность технического персонала. Хотя один из них высказался по проблемам распространения сигнала, возможно, не очень компетентно. Но здраво: «Если вы занимаетесь распространением, а вам не хватает денег, вы должны отрабатывать модель распространения». Это правильно. Что такое модель? Я даю программу – ты ставишь передатчик. Мы поставили передатчики и плюс к тому дали продукт в виде программы. Давайте поделим затраты. И претензий нет. Но это не происходит сразу. Все же знают, что такое промоушн. В регионы входим постепенно, а не штурмом. Нам сказали – надо постараться снизить затраты на распространение сигнала. И это справедливо. Недавно один из руководителей московского правительства в письме на мое имя назвал канал ТВЦ коммерческим. Не скрою, я испытал некое шоковое состояние. Если это так, дайте мне права коммерческого канала, освободите от всех социальных обязательств. Но правительство Москвы, мэр проводят социально ориентированную политику, а я дал согласие работать на канале только по этой причине, потому что я разделяю этот взгляд. Я всегда говорил и повторяю сегодня, что государственное телевидение обязано быть социально ориентированным, потому что самое трудное время – это переходный период. Я стоял на этом и буду стоять. И могу сказать: чем дальше мы будем от этого отходить, от этих принципов, тем быстрее мы потеряем влияние на собственный народ. Полагать, что ты можешь удержать влияние, только показывая блокбастеры или развлекательные программы, превращающие народ в толпу, пританцовывающую, хлопающую и вздрагивающую под юмор на уровне высоты унитаза, – это глубокое заблуждение. Народ должен знать, что мы интересуемся его проблемами, что мы рядом с народом в момент беды и в момент радости. Тогда журналистам начинают верить.
═
– Как я понимаю, те программы, которые не вошли в новую сетку – «Дата», «Песочные часы», «Серебряный супердиск», «Ностальгия» и ряд других, – были сочтены дорогостоящими и малорейтинговыми, а посему принесены в жертву, чтобы привести бюджет канала в соответствие с финансовыми возможностями?
═
– Отчасти да. Мы посчитали затраты на них неадекватными отдаче. Когда вы делаете передачу, есть такой норматив, что авторы обязуются достичь в своей передаче за такой-то период (скажем, 3 месяца) такого-то рейтинга и такой-то доли. Авторы передач пренебрегли этим правилом. Увы, нам очень жаль, по замыслу это интересные передачи, но воплощение оказалось менее интересным, и мы их сняли с эфира. По всем нормам и правилам конкуренции. А творчество – это всегда конкуренция. И второе: нет зрителя – нет рейтинга, нет возможности расширять коммерческую отдачу через рекламу и т.д. Если программа не собирает аудиторию, команда с дистанции уходит. Абсолютно справедливый соревновательный процесс.
═
– А что будет с военной программой ТВЦ «Марш-бросок», в которой вместо ее постоянного автора и ведущего Руслана Зайнетдинова вдруг появился некий Михаил Долгих?
═
– Как я знаю из писем, с которыми я ознакомился, там творческий конфликт. Наша задача – сохранить очень нужную программу без потери качества.
═
– Были упреки в том, что хватит звать людей на фронт и баррикады. В частности, член совета директоров ТВЦ господин Корецкий высказывался в том духе, что нужно давать меньше общественно-политических программ и больше развлекательных. Не надо обострять, надо успокаивать...
═
– Начнем с того, что на баррикады никто не зовет. Очевидно, для некоторых аналитиков несогласие с точкой зрения господ Грефа или Зурабова равноценно призывам к революции. Это опасное заблуждение. Замечу при этом, господин Корецкий – хороший профессионал, он систематически делает анализ нашего эфира, и на основании его анализа мы корректируем эфир. Но телевидение – это всегда зеркало, оно обязано реагировать на любые знаковые ситуации. Канал, который анемичен, который дает возможность торжества слухов и не старается дать истинную информацию, продуманный анализ, говорящий о защите интересов государства вслух, – просто не уважает своих зрителей. Возьмите тему монетизации льгот. У ТВЦ была четкая позиция неприятия концепции министра Зурабова. И позволю вам сказать, благодаря в том числе и усилиям канала это побудило к реакции и целый ряд депутатов, что способствовало вмешательству президента, который увидел, как неоднозначно воспринимается обществом новый закон. Благодаря выступлениям целого ряда руководителей регионов власть и прежде всего правительство скорректировало закон и сделало его более вменяемым.
═
– Почему на ТВЦ никак не освещаются довыборы 5 декабря в Госдуму от Москвы? А ведь это последние выборы по одномандатным округам. Далее в Думу будут выбирать только по партийным спискам...
═
– Мне кажется, что здесь вопрос не столько в нас, столько в организации предвыборной кампании. Телевидение не организует предвыборную кампанию, оно ее отражает. Насколько я знаю, речь идет буквально о единицах. Во всяком случае, это вопрос, который требует изучения. Хорошо, что вы оберегаете одномандатные округа. Я тоже считаю, что в этом деле не надо торопиться.
═
– Общались ли вы после заседания совета директоров с Юрием Лужковым?
═
– Разумеется, и до и после. У нас был хороший обстоятельный разговор. Я сообщил ему, что нет никакой кризисной ситуации, хотя кому-то хотелось обратного. Есть разные мнения, обычная рабочая атмосфера. Прошел обычный плановый совет директоров, который посчитал, что сетка имеет финансовые превышения возможности канала и ее надо скорректировать. Мы это сделали. И на следующем совете сетка была утверждена. Я высказал свою точку зрения Юрию Михайловичу о том, что, с одной стороны, многие высказывания были полезны, а с другой стороны, некоторые были надуманны. Я думаю, что мэр меня понял. Различие точек зрения у членов совета директоров – явление нормальное. Но это, допустим, не значит, что я согласен с господином Хазановым, выступление которого мне напоминало ядро из другой эры, залетевшее в сегодняшний день. То есть абсолютная неадекватность ситуации. Геннадий второй раз за время моей работы появился на совете директоров и сообщил нам, как надо делать телевидение. Это было приятно, это было интересно, и я считаю, что когда такой актер вдруг прозревает и спрашивает: «Где я?» – это хорошо, думаю, что перспектива у телевидения есть.
═
– И как же, по его мнению, нужно делать телевидение?
═
– Я уж не знаю, кто консультировал Геннадия Хазанова, но он гораздо многообразнее и глубже тех идей, которые он выразил: «Сидите на московском пятачке и радуйтесь этому». Я понимаю его: театр, разъезды занимают много времени – за всем не уследишь.
═
– И вы это ему сказали?
═
– Это было бы некорректно. Я к Хазанову отношусь очень хорошо, он талантливый человек, искрящийся юмором. Но не надо путать кулинарный техникум с телевидением. Каждому свое.
═
– Как вы расцениваете запрет Госдумой телевидению в период с 7 утра до 22 часов вечера показывать в программах и фильмах «трупы людей, сцены убийства, нанесения побоев, причинения тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, изнасилования и иные насильственные действия сексуального характера»?
═
– Как хаотичный и непродуманный. Неприятие насилия можно выработать, только зная о нем не теоретически, а практически. На показе жертв недопустимо спекулировать, но и не показывать их – не меньшее безумие. Как показывать – это другой вопрос. Можно ли убедить человека бороться с недугом, не показав ему всех последствий этого недуга? Конечно же, нет. Мне кажется, у Госдумы столько сверхнасущных и сложных в части коррекции законов проблем, которые были приняты в интересах агрессивного сверхменьшинства, что думать, что откровенным популизмом типа борьбы с рекламой пива (это не значит, что это плохо) или запретом на курение в общественных местах, вы компенсируете уход от главных проблем, – это заблуждение.