16 ноября министр обороны Сергей Иванов направил доклад президенту, в котором отчитался, что «завершены мероприятия по административной реформе и по реформе центрального аппарата Минобороны». При этом, отметил глава оборонного ведомства, "цель административной реформы – сделать систему управления Вооруженными силами компактной, мобильной и эффективной".
Главным препятствием на этом пути до недавнего времени выступало двоевластие Минобороны и Генштаба. С выдворением за ворота военного ведомства генштабовского начальника Анатолия Квашнина летом этого года установлена непререкаемая власть Сергея Иванова.
Концепция разделения полномочий закреплена в новой структуре центральных военных органов. Собственно Министерство обороны взяло на себя функции политического и административного руководства Вооруженными силами, а Генеральному штабу оставило только обязанности по оперативному управлению войсками и выполнению задач по практической подготовке личного состава к участию в боевых действиях. Сегодня роль Генштаба сведена к одному из центральных управлений в структуре Минобороны (см. схему).
С тем чтобы генералам впредь было неповадно ставить себя выше гражданского министра обороны, учрежден новый орган – Аппарат министра обороны. Его возглавил помощник министра обороны Андрей Чоботов, выходец из структур ФСБ. По существу – это новый генштаб, действующий как личный штаб министра обороны. Примечательно, что и первоначальное название этого органа говорило о той роли, которая на него возлагалась: «Аппарат МИНИСТЕРСТВА обороны». То есть сфера охвата – все центральные органы Минобороны. В конечном итоге дело не в наименовании, а в функциях нового органа. А они таковы, что глава аппарата, по сути, обладает статусом замминистра, что подтверждают справочные документы из недр военного ведомства.
И вот что интересно. Президент РФ разрешил главам силовых структур иметь не более четырех заместителей, в Минобороны изыскали возможность ввести и пятого. Все вполне легитимно, комар носа не подточит. Причем этот «пятый» будет посерьезней всех других «первых замов». Таким вот образом выполнена разнарядка административной реформы по сокращению числа заместителей главы военного ведомства с 10 до 4. Практически таблички «замов министра» убрали с дверей кабинетов, а по сути, все осталось по-прежнему – статус «ранг замминистра» сохранили и Любовь Куделина, и генерал Панков, и главкомы.
Продвинулось ли дело с учреждением гражданского контроля над силовыми структурами? Скорее появилось больше путаницы. Четкого разделения на гражданское Минобороны и Генеральный штаб так и не произошло. Органы административного управления по-прежнему возглавляют генералы (кадры, мобвопросы и др.). В обновленном Минобороны всего три гражданских руководителя – сам министр обороны, начальник его аппарата и Любовь Куделина. Да и то «гражданские» с оговоркой – Сергей Иванов – генерал-полковник запаса, а Андрей Чоботов только-только расстался со званием действующего генерал-лейтенанта.
«Просто наступил какой-то очередной этап, организационные структуры немного перетасовали и объявили это реформой, – сказал в интервью обозревателю «НГ» Владимиру Иванову бывший начальник Информационно-аналитического центра Генштаба ВС РФ генерал-майор Павел Золотарев. – Состав центрального аппарата Минобороны фактически не меняется, поэтому говорить о каких-то радикальных шагах, направленных на повышение эффективности Минобороны, не приходится. Более того, – отметил эксперт, – хотя и было объявлено об изменении роли Генерального штаба и изъятии из его компетенции целого ряда функций, работа продолжается по старой модели». Аппаратчики действуют в координатах привычных шагов и шаблонов. «МО слишком инертная структура, чтобы она смогла быстро перестроиться, – заключил эксперт. – Пока все остается по-старому». Офицеры сегодня больше обеспокоены своей заработной платой, а не тем, как передвигаются стулья в аппарате и кто на них будет садиться.
Бывший министр обороны генерал армии Игорь Родионов отметил, что сегодня «армия утратила внутреннее единство, сплоченность и веру в государство» – отсюда и идут все беды. И именно этим надо сейчас заниматься, считает бывший министр, а не «кресла переставлять». Он полагает, что реорганизация МО, если таковая и происходит в каких-то направлениях, проводится главным образом для повышения политического рейтинга Сергея Иванова.
Не все военачальники в окружении министра обороны разделили концепцию административной реформы. В знак протеста написал рапорт и ушел со своего поста главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Николай Кормильцев. А ему бы служить еще не один год – возраст и силы позволяют. Но из Вооруженных сил еще не уволился. Должно быть, надеется, что его правоту военного с сорокалетним стажем поймут. И не может смириться с тем, что считает неэффективным для армии.