В Ханты-Мансийском автономном округе объявлен конкурс на разработку программы развития туризма в Югре. Осуществляться она станет в рамках концепции усиления роли этой отрасли во всей России. Известно, что туризм способен приносить и стране, и регионам немалую прибыль. Для ХМАО, доходы которого определяются прежде всего добычей и переработкой нефти и соответственно в значительной степени зависят от мировых цен на углеводородное сырье, развитие альтернативных отраслей экономики особенно необходимо. Поэтому руководство региона уделяет им повышенное внимание.
Югра представляется нам далеким и необжитым краем, знаменитым тем, что здесь добывается большая часть российской нефти. Однако те, кто здесь побывал, поражаются развитой инфраструктуре: обилие гостиниц, развлекательных, спортивных и культурных комплексов, ультрасовременная архитектура, сеть лучших в стране автомобильных дорог, 12 аэропортов, четверть из которых – международные, железнодорожное сообщение и речной транспорт. Словом, все предпосылки для организации туристского бизнеса.
Неверно мнение, что история Ханты-Мансийского автономного округа берет начало с бурного освоения нефтяных месторождений в 60–70-х годах прошлого века. Югра упоминается уже в первой из сохранившихся русских летописей – «Повести временных лет». Возраст многих населенных пунктов перевалил за четыре века. Один из известных объектов – музеефицированный археологический комплекс столицы Эмдерского княжества XII–XVI веков на реке Ендырь с остатками оборонительных сооружений, литейным, кузнечным, косторезными производствами, складами и жертвенными местами. А знаменитый Березов – место ссылки и гибели фаворита Петра Первого, светлейшего князя Александра Меншикова, князей Долгоруких, декабристов. Именно отсюда бежал в Европу неистовый революционер Лев Троцкий.
Югра – уникальный природный комплекс с тысячами озер и рек, заснеженными пиками Приполярного Урала, таежными лесами, отличной рыбалкой и охотой. Уже сейчас региональные турфирмы предлагают весь комплекс услуг: пешие и байдарочные маршруты, сафари на снегоходах и лошадях.
Одно из привлекательных направлений – этнографический туризм, который позволяет познакомиться с культурой древних народов Югры – ханты и манси. Причем при непосредственном общении с ее носителями – в национальных поселках и стойбищах. Можно пожить в утепленных чумах, прокатиться на оленьих упряжках, поучаствовать в традиционных играх и состязаниях, отведать специфические деликатесы народной кухни, послушать песни и легенды, увидеть шаманские ритуалы. А поздним вечером посидеть у очага под таинственные звуки национальных музыкальных инструментов.
Познавательно-краеведческий маршрут вполне сочетается с этнографической экскурсией, отдыхом в диких местах, теплоходным многодневным круизом по Иртышу и Оби, рыбалкой или охотой.
Пока же в Ханты-Мансийском автономном округе наиболее развит деловой и событийный туризм. В первом случае бизнесмены едут в край с бурно растущей экономикой. К тому же Югра считается удобной и комфортной площадкой для проведения различных конгрессов, форумов, конференций и выставок. Во втором – власти округа не скупятся на проведение крупных культурных и спортивных мероприятий, которые привлекают десятки тысяч гостей со всей планеты. Традиционными и уже весьма престижными стали международные театральные, музыкальные, кино- и телефестивали. В Ханты-Мансийске после открытия лучшего в стране биатлонного стадиона впервые в России начали проводиться этапы чемпионатов и кубков мира по этому виду спорта.
Усилия для привлечения в ХМАО гостей не прошли даром. В прошлом году число туристов в Югре достигло 363,5 тысячи человек, на 52% превысив показатель предыдущего периода. Из них 11 тысяч – иностранцы. Отечественные и зарубежные турфирмы стали проявлять к автономному округу повышенный интерес. Особенно в отношении охотничье-рыболовных, экологических и этнографических видов туризма. По самым скромным подсчетам, уже к 2007 году количество иностранцев, желающих ознакомиться с красотами севера Западной Сибири, увеличится вдвое, а число отечественных туристов возрастет до 450 тысяч. Между прочим, это примерно треть всего населения Югры. Прекрасная пропорция даже для самых известных туристских стран мира.