0
1126
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Александр Вешняков: «Мы отступаем от прямой демократии»

Тэги: вешнякоы, выборы, губернаторы, реформы, демократия, партии, дума


вешнякоы, выборы, губернаторы, реформы, демократия, партии, дума Александр Вешняков уверен, что он без работы не останется.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Александр Альбертович, Центризбирком все лето готовил предложения по реформе избирательного законодательства. Придется ли корректировать ее концепцию в связи с предложенной президентом стратегией укрепления вертикали?

– Предложения президента, которые были им представлены 13 сентября, частично совпадают с нашими – я имею в виду введение пропорциональной системы. Что касается нового порядка формирования органов исполнительной власти субъектов – насколько я понял, это предложение было сформулировано на основе анализа той ситуации, которая сложилась после серии террористических актов в Российской Федерации. Мы таких предложений не делали. Вопрос, избирать на прямых выборах глав исполнительной власти субъектов или наделять их полномочиями по другой процедуре, – чисто политический. Если говорить об общих правилах организации и подготовки выборов, то здесь каких-то концептуальных изменений, на наш взгляд, не требуется. Действительно серьезные изменения могут произойти в случае, если будет поддержана идея введения пропорциональной системы на выборах всех 450 депутатов Госдумы.

– Некоторые политики уже упрекают Центральную избирательную комиссию в том, что она заняла «соглашательскую» позицию в тот момент, когда идет наступление на активные избирательные права граждан...

– Если следовать представлениям отдельных политиков о том, что Центральная избирательная комиссия должна ввязываться во все политические споры, то ЦИК превратится из государственного правоприменительного органа в политическую организацию, работающую на ту или иную партию. Этого ни в коем случае нельзя допустить, и мы этого не допустим. Я повторю: вопрос о том, избирать ли губернаторов на прямых выборах или наделять их полномочиями по другой процедуре, – чисто политический. С нашей точки зрения, эта инициатива лежит в рамках Конституции, и поэтому она может быть реализована. Конституция допускает и тот и другой варианты. И тот и другой до сих пор действуют в Российской Федерации, хотя преимущество получили прямые выборы.

Да, предложенная система назначения глав исполнительной власти имеет минусы. Прежде всего она не исключает вероятности развития коррупционных проявлений. Ведь принимать решение будет не миллион граждан, проживающих на территории того или иного субъекта, а довольно узкая группа лиц. Те, кто будет готовить президенту предложение, рассматривать это предложение в Законодательном собрании. Поэтому мы говорим о том, что в законопроекте следовало бы предусмотреть механизмы антикоррупционного характера. Будет очень важно не допустить кадровых ошибок: их следствием может стать уменьшение доверия к президенту. Эти шаги предпринимаются для того, чтобы укрепить власть, государство. Но без доверия к власти не будет укрепления государства. Высокий рейтинг – значит можно эффективно решать вопросы. Нет его – можно ничего не решить.

– В Центризбиркоме уже сформулировали какие-то предложения по этому поводу?

– Мы намерены предложить законодателю, чтобы кандидат, который претендует на эту должность, в обязательном порядке обнародовал декларацию о доходах, имуществе: свою и супруги. Результаты проверки этой декларации должны быть известны не только президенту, но и тем, кто будет обсуждать предложенную им кандидатуру в парламенте субъекта. Общественности, в конечном итоге┘ И вполне логично, если после утверждения высшее должностное лицо будет ежегодно предоставлять такую декларацию. После проверки компетентными органами ее результаты, как и сведения из этой декларации, должны быть обнародованы в регионе, где он живет и работает.

И еще одна позиция: я думаю, что кандидатам следует указывать сведения о гражданстве другого государства, о судимостях, в том числе снятых и погашенных. И общественность, и президент должны знать, что за человек выдвигается, с какой биографией. Такие нормы есть в действующем законе, и совершенно правы те, кто готовил этот проект, в том, что не надо ломать все законодательство. Это относится и к ограничениям по срокам полномочий. Закон говорит – не более двух сроков подряд. Это тоже антикоррупционная мера. Почему бы ее не сохранить? Сегодня констатируют, что у нас нет продуманной кадровой политики. И не будет, потому что не будет стимулов для ее проведения: мы можем прийти к тому, что большинство из 89 руководителей регионов окажутся несменяемыми.

– То есть следует просто «обнулить» счетчик, как это было сделано в 2000 году?

– Следует не трогать то, что уже сложилось. Если у кого-то уже два срока прошло и он сейчас не имел права идти на выборы на третий срок, значит, он не имеет права претендовать на должность главы исполнительной власти. Трагедия в Беслане действительно обнажила массу проблем – прежде всего слабости, недееспособности, продажности власти на местах. Развязанная террористами война приняла настолько угрожающий характер для государства, что встал вопрос о необходимости не только мер по укреплению правоприменительных органов. Но и о проведении системных решений по форматированию власти.

Да, это своего рода отступление от прямой демократии при формировании органов исполнительной власти субъектов Федерации. Надеюсь, временное: я бы, например, вообще заложил в закон норму о том, что такой порядок вводится на 10 лет для того, чтобы создать условия для демократических прямых выборов глав исполнительной власти. Для того, чтобы, как говорят, «отступить и перегруппироваться».

– Сколько глав регионов еще успеют избраться до того, как их начнут назначать?

– Закон вступит в силу не раньше, чем в конце декабря. Если выборы не будут назначены до этой даты, то проходить будут уже по новому порядку. До конца года выборы должны пройти в республике Марий Эл, Хакасии, Хабаровском крае, Астраханской области, Брянской, Волгоградской, Камчатской, Курганской, Псковской, Ульяновской, Усть-Ордынском Бурятском округе. В январе – в Ненецком округе. А вот уже те выборы, которые должны состояться в марте–апреле следующего года, они будут находиться в «пограничной» зоне. Скорее всего уже по-новому будут проходить выборы в Амурской области, где выбирать главу исполнительной власти должны в апреле. Может быть, и во Владимирской, Саратовской, Тульской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где выборы должны быть назначены на март.

– В несколько двусмысленной ситуации оказался Совет Федерации. Как это будет выглядеть: местные законодатели назначают своего представителя в сенат и губернатора, который потом тоже назначает своего представителя┘

– Дискуссия о возможном переходе к другому способу формирования Совета Федерации идет. Мы определили в планах исследовательской работы, что в ближайший год-полтора, изучив все особенности этой проблематики и того опыта, который есть, выработаем в рамках научно-методического совета свои предложения. Я не исключаю, что обстоятельства могут ускорить процесс. Один из вариантов – найти возможность формирования Совета Федерации посредством прямых выборов. Но существует условие, о котором мы неоднократно говорили: в любом случае мы не должны отходить от предписаний Конституции. В Конституции сказано, что Совет Федерации формируется из представителей – по одному от органа исполнительной власти субъекта и от законодательного органа. Слово «формируется» некоторые понимают узко – как систему назначения. Мы считаем, что оно имеет более широкий смысл и не исключает возможности прямых выборов. Но с определенными ограничениями: выдвигать кандидатуру должен тот орган, который делегирует своего представителя.

Но пока я просто обозначаю рамки поиска правового механизма возможной модернизации порядка формирования Совета Федерации.

– Партии настаивают на праве отзыва своих депутатов. Как вы оцениваете подобную перспективу?

– Если отдать на усмотрение партии эти вопросы, можно прийти к полной дискредитации нашей партийной системы. Мы им даем очень много прав, особенно с введением пропорциональной системы. Но это не значит, что следует закрывать глаза на то, что может произойти, особенно при нынешнем уровне менталитета некоторых наших партийных руководителей. Мы должны учитывать и мировой опыт, помнить уроки истории – и итальянской, и германской. Кстати, когда мы с регионами общаемся, слышим прямо противоположное. Там говорят: дайте и нам права. Самостоятельность региональных отделений партий в финансировании, возможность влиять на составление списков – особенно на ту часть, которая будет представлять регион. Почему законодатель не может способствовать развитию демократии не только в стране в целом, но и внутри ячеек гражданского общества, которыми являются политические партии?

– Переход на пропорциональную систему грозит только Госдуме, или регионам в ближайшем обозримом будущем предложат выбирать по партийным спискам?

– Мы отрицаем необходимость федерального вмешательства сейчас в регулирование этого процесса. На федеральном уровне установлено, что не менее половины состава законодательных органов власти субъектов Российской Федерации должны избираться по пропорциональной системе. Она действует: уже 14 регионов прошли выборы по этим правилам. Мы полагаем, что сейчас торопиться с дополнительными нововведениями не надо. Но если кому-то хочется перейти на пропорциональную систему – пожалуйста. Не менее 50 процентов означает, что и 100 не будет противоречить федеральному законодательству.

– Возрастет ли роль законодательных собраний регионов? Что это за полномочия, которые можно реализовать только под угрозой роспуска?

– Думаю, что все-таки возрастет: складывается другая система отношений президент – законодательный орган. Президент предлагает, законодательный орган может не согласиться. Кстати, в первый раз, если не согласится, с ним ничего не будет. Президент ведь должен отлично понимать: предлагая и не имея соответствующей аргументации, он входит в серьезное противостояние с частью общества.

– Угроза роспуска – это не аргумент?

– А как это будет воспринято населением? Это же конфликт! Я думаю, что президент точно не заинтересован в подобных конфликтах. Вольно или невольно процедура, которая предложена, заставляет быть аккуратным в этих вопросах. Входить в консультации и согласования еще на этапе предложения кандидатуры. Кстати, у партий уже звучало: «А можем ли мы в этом участвовать?» Пожалуйста. Каждая из партий может вносить свое представление по кандидатуре президенту. Запретов никаких нет, и сам законодательный орган может выйти с соответствующей инициативой. Все сводить к простым схемам и угрозам┘ можно, конечно, но это примитивно.

– Выборов станет меньше. Не останется ли ЦИК в конце концов без работы?

– Ни одни выборы, которые прямо предусмотрены Конституцией России, не могут быть отменены. А если будут прямые выборы – возможно, одного представителя от субъекта в Совет Федерации – то еще неизвестно, станет ли их меньше. Будут выборы в местное самоуправление – в связи с реформой возникло множество муниципальных образований. Выборы депутатов Госдумы и законодательного органа субъекта, референдумы (в том числе по объединению субъектов федерации – вполне возможно, в ближайшее время их станет больше). Жизнь продолжается, и те, кто занимается выборами, без работы не останутся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1160
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
588
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
514
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
646

Другие новости