Еще вовсю кипят страсти вокруг неофициально обнародованных планов Минобразования и науки РФ по научной реформе, в результате которой к 2008 году в России останется 100–200 центров, занимающихся фундаментальными исследованиями, как вдруг всплыл еще один документ, по форме, по содержанию и даже по названию удивительно похожий на «Концепцию участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки» – только речь в нем на этот раз идет не о науке, а об образовании (далее для краткости оба документа мы будем называть просто «Концепциями...»).
Грубо говоря, суть «Концепции по образованию» сводится к следующему. Университетов и учебных институтов, да и вообще учебных заведений, управляемых государством, в стране развелось слишком много, уровень образования падает, научные исследования в университетах если и ведутся, то очень слабо. Поэтому к 2007 году государство оставит на своем попечении около ста ведущих университетов и плюс к тому создает около двадцати исследовательских университетов. Остальные большей частью превращаются в ГАУ и ГАНО. Эти милые аббревиатуры, взятые из Гражданского кодекса, означают «государственное автономное учреждение» и «государственная автономная некоммерческая организация» соответственно. Имущество, переданное таким организациям, будет оставаться в государственной собственности, и этим участие государства в управлении ими и будет ограничиваться. Многие институты будут сливаться, многие также будут переданы в ведение субъектов Федерации, где «свои» студенты будут учиться бесплатно, а приезжие из других губерний – только за деньги. Расставлены временные вехи для первого и второго этапа реформы, предполагается провести мониторинг вузов на соответствие неким принципам, главным и дополнительным – словом, все, как в концепции по науке, только помягче, почти без ликвидаций.
Как и концепция по науке, концепция по образованию оставляет удивительно двойственное впечатление. Первым делом хочется воскликнуть что-нибудь вроде «Давно пора!», потому что вопросов к высшему образованию накопилось изрядно, да и заявленная интеграция науки с образованием требует действительно серьезной реформы. Но это желание тут же пропадает и уступает место серьезным опасениям – как бы нам с такой реформой вообще не остаться без образования.
Такие опасения разделяет, например, Валентин Шукшунов, президент Международной академии наук высшей школы. Шукшунов называет концепции клонами и очень опасается, что их реализация не улучшит дело, а приведет к обратному результату. «Уход государства из сфер образования и науки, – заявил он корреспонденту «НГ», – в еще больше степени приведет к их упадку, это неизбежно станет причиной интеллектуального оскудения России».
«Многие из пунктов «Концепции по образованию» нельзя не приветствовать, – говорит он. – Это, например, касается создания «ядра» ведущих университетов, 20–30 исследовательских университетов и так далее. Но способы достижения этих целей представляются мне совершенно неадекватными. В стране около 600 вузов. Это не такая уж огромная цифра, министерство вполне может справиться с их финансированием, государство не должно отворачиваться от них. Вузы вообще нельзя переводить сегодня на региональный уровень. Например, бюджет Новочеркасского политехнического института, где учатся 25 тысяч студентов, составляет две трети бюджета города. Каким образом город сможет справиться с его финансированием? А сможет ли Ростов содержать те 16 или 18 вузов, которые расположены на его территории? Тем более нельзя допустить проведение приватизации вузов – к ней сегодня не готовы ни общество, ни российская экономика. Для начала такой широкомасштабной акции просто необходимо предварительно провести серьезные эксперименты с ограниченным количеством вузов и только по их желанию».
В частности, беспокоит Шукшунова пункт «Концепции...», по которому министерство оставляет без изменения норму закона об образовании, согласно которой государство обязуется ежегодно оплачивать обучение студентов из расчета 170 человек на 10 тыс. населения, однако предлагает вести этот расчет не от общей численности населения страны, как это делается сейчас, а от числа людей возрастной категории 17–23 года.
Сейчас в России за счет государства ежегодно учатся около 2,4 миллиона студентов. Фактически министерство предлагает эту цифру уменьшить в 5–6 раз. Студентов в России слишком много – так считают чиновники.
По мнению Шукшунова, в науке и образовании происходит не что иное, как передел собственности. «Я знаю, кто за этим стоит, – говорит он, – но, к сожалению, не могу сейчас назвать имена».
Как и «Концепция по науке», «Концепция по образованию» готовилась в строжайшей тайне. Но вот что удивительно. По словам Шукшунова, ректорам содержание обоих документов стало известно еще 2 июля, когда они впервые обсудили их на заседании союза ректоров с руководителями Министерства образования и науки. Академики ходили по кабинетам и летним пляжам, не подозревая, какой колун уже опускается на их головы, а ректоры все это время молчали, как рыба об лед, никому ни слова не говоря. Только сейчас, когда обе «Концепции...» обнародованы, они зашевелились и стали высказывать свое неодобрение.