Ремонтируемый памятник Мао Цзэдуну – символ китайского ноу-хау: идти вперед, не свергая прежних кумиров.
Фото Reuters
Китайская Народная Республика празднует 1 октября свое 55-летие вслед за другой юбилейной датой – 100-летием со дня рождения отца китайских реформ Дэн Сяопина, которое отмечалось 22 августа.
Не случайно государственный праздник ныне увязывают с памятью о Дэн Сяопине – именно он сумел вырвать самую многонаселенную страну мира из состояния хаоса, отсталости и нищеты и направить ее на путь устойчивого социально-экономического развития. Наследники Дэна во власти сохранили преемственность его реформаторского курса и добились на этом пути очевидных результатов. По объему валового внутреннего продукта, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает ныне второе место в мире после США. Темп прироста ВВП достиг 9,1% в год, резко возросли валютные резервы. Объем внешней торговли увеличился за последний год на 30% с лишним – с 628 до 851 млрд. долл.
Хотя четверть века реформ выдвинули КНР в число наиболее динамично развивающихся крупных мировых держав и существуют основания полагать, что эта тенденция позитивного поступательного развития сохранится в обозримом будущем, совершенно очевидно, что накопление серьезных внутренних противоречий, если они не будут разрешены своевременно, может поставить Китай перед лицом серьезных вызовов.
Китайские власти и ученые не скрывают, что в ходе реформ в стране произошло серьезное расслоение общества, которое привело к возникновению нескольких «разрывов»: между приморскими и внутренними регионами, между городом и деревней, между богатыми и бедными, между политической надстройкой и экономическим базисом, между институтами, которые воплощают новые рыночные отношения, и правящей партией, между практикой и настроениями людей. Выдвинутая Дэн Сяопином в 1980-е гг. установка на опережающее обогащение части людей, социальных групп и регионов, сыгравшая позитивную роль в мобилизации наиболее энергичной и располагавшей ресурсами части общества на активное участие в экономическом строительстве, сегодня выступает лишь в качестве оправдания усиливающихся социальных контрастов. Именно поэтому пришедшие чуть более года назад к власти в Китае руководители так называемого «четвертого поколения» во главе с Ху Цзиньтао делают ныне больший акцент на обеспечение «совместной зажиточности» всех слоев населения, что предполагает устранение слишком больших различий в доходах, расширение слоя людей со средним уровнем доходов, социальную поддержку наиболее слабых групп населения, регулирование и недопущение сверхвысоких и нелегальных доходов.
Особо остро в сегодняшнем Китае стоит проблема различий между городом и деревней, за годы реформ не только не уменьшившихся, но, напротив, ставших еще более значительными, причем практически во всех сферах общественной жизни – от экономики до культуры и политики. Если город, особенно в восточных приморских районах, стремительно модернизируется и приобретает «западный» облик, то деревня сохраняет практически в неизменном виде многие черты своего традиционного уклада. По мнению китайских специалистов, в основе комплексного подхода к решению проблем села должно лежать предоставление крестьянину равноправного гражданского статуса: уравнение прав жителей города и деревни на доступ к обязательному образованию, свобода перемещения и ликвидация системы регистрации, снятие ограничений на трудовую занятость, искоренение дискриминационного отношения к крестьянам.
Опасность для дальнейшего хода реформ в стране состоит в ситуации, когда широко распропагандированный властями «социализм с китайской спецификой» постепенно утрачивает свой социальный компонент, столь сильно привлекавший широкие слои населения, и фокусируется главным образом на развитии рыночных отношений. В докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на сессии ВСНП в марте нынешнего года новое руководство КНР взяло на себя ответственность за неблагополучное положение в социальной сфере, объяснив это недосмотром со стороны властей, которые чрезмерно увлеклись обеспечением высоких темпов экономического роста. От того, насколько шаги китайских руководителей по «выравниванию положения» окажутся действенными и эффективными, будут во многом зависеть дальнейшие успехи в реформировании китайской экономики.
За год с лишним пребывания у власти новые лидеры КНР Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао заметно упрочили свои позиции. Благодаря новым, социально ориентированным акцентам во внутренней политике им удалось снискать симпатии со стороны основной массы населения. На их стороне все чаще выступают влиятельные отставные политики, в том числе Цяо Ши, Ли Жуйхуань и др. Сложность заключается в том, что, будучи официальными руководителями страны, Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао вынуждены были не только считаться, но и фактически делить некоторые властные полномочия с бывшим руководителем КНР Цзян Цзэминем, который на протяжении последних двух лет оставался главой весьма важного и влиятельного Военного совета ЦК КПК. Такая система «двух центров» сковывала свободу действий нового руководства, и лишь теперь, с назначением Ху Цзиньтао главой Военного совета ЦК КПК передача власти «четвертому поколению» китайских лидеров завершилась.
Новую роль Китая в мировой экономике призвана подкрепить его стратегия поведения на международной арене. Есть веские основания полагать, что в ее основу будет положен курс на переход от линии действий, обеспечивающей благоприятные для Китая внешние условия для проведения внутренних реформ, к более активной и инициативной внешней политике, призванной превратить его в реального участника глобальных военно-политических процессов. Предполагается, что в русле этого курса КНР будет отдавать приоритет строительству многосторонней дипломатии, отодвинув на более дальний план процесс выстраивания своих двусторонних связей, важнейшими среди которых, по признанию самого Пекина, для него являются отношения с США. Это подкреплено фактическим присоединением Китая к выдвинутому после терактов 11 сентября американскому тезису о том, что «безопасность и экономика развиваются рука об руку», стремлением Пекина выстроить диалог с Вашингтоном по проблемам стратегической стабильности и региональных конфликтов, углублением китайско-американского экономического взаимодействия. Осложнения в отношениях двух стран, если не считать перманентно омрачающего их тайваньского вопроса, могут возникнуть лишь в случае, если США предпримут шаги, реально ограничивающие доступ Китая к мировым источникам углеводородного сырья. В таком случае он вынужден будет связывать свои надежды прежде всего с Россией.
Китай рассматривает нашу страну как второго по значимости после США «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере и как важный источник энергоресурсов, научных технологий и военной техники, а также как крупный рынок сбыта ширпотреба китайского производства и услуг своей рабочей силы. На российском направлении, по оценкам некоторых экспертов, перед Китаем стоят следующие неотложные задачи: добиться во время предстоящего нынешней осенью визита в Пекин президента РФ Владимира Путина ясности по российско-китайскому экономическому, научно-техническому сотрудничеству и взаимодействию в сфере инвестиций с ориентацией на крупные инфраструктурные проекты в области энергетики и транспорта; обеспечить для себя преимущества в развитии двустороннего сотрудничества в российском Дальневосточном федеральном округе в обмен на аналогичные условия для российского бизнеса в северо-восточных провинциях Китая. Почти определенно китайской стороной будет поднят вопрос о нефтепроводе Ангарск–Дацин. Эта важная и больная для китайцев тема может в то же время, по мнению некоторых отечественных специалистов, сыграть роль своего рода «козыря» в руках России для укрепления ее позиций в торгово-экономическом взаимодействии двух стран.
Недавнее заявление китайского руководства о решимости защищать интересы всех китайцев, независимо от страны их проживания, может оказать весомое влияние на Россию в плане активизации китайской стороной работы по формированию на российской территории структурированной китайской общины. Это тем более серьезно, что одновременно в руководстве КНР меняется понимание формата национальной экономики, которая помимо хозяйственного комплекса в пределах границ Китая будет в перспективе включать то экономическое пространство, на котором оперирует зарубежная китайская диаспора. Российским властям предстоит в кратчайшие сроки определить на самом высоком государственном уровне, каким образом максимально уменьшить возникающие при этом внутри- и внешнеполитические риски.
В то же время не следует излишне драматизировать возможное возникновение противоречий в отношениях Китая и России, считает виднейший отечественный китаевед, директор Института Дальнего Востока РАН академик Михаил Титаренко. По его словам, противоречия между нашими странами «будут возникать, потому что помимо совпадения стратегически важных интересов есть и расхождения в этих интересах, есть разные национальные характеры, есть различия в социальной психологии, в понимании и оценках ситуации, которая складывается в мире». Наличие этих противоречий – это «стимул к углублению сотрудничества, диалога, а не повод для того, чтобы бросать односторонние обвинения». По мнению другого крупнейшего российского эксперта по Китаю, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КНР Игоря Рогачева, близость принципиальных установок внешнеполитической деятельности двух стран формирует благоприятную основу для их сотрудничества по целому ряду конкретных направлений. При этом особенно важно, что общность таких установок не является результатом каких-то союзнических обязательств или принуждения, а представляет собой итог взвешенных оценок того или иного события с точки зрения интересов собственного государства.
В ходе состоявшегося весной этого года в редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока» заседания круглого стола видные российские специалисты положительно оценили перспективы развития отношений КНР с нашей страной, дипломатическим связям с которой на следующий день после юбилейной даты образования Китайской Народной Республики также исполняется 55 лет. А свой юбилей Китай встречает как набирающая глобальную значимость крупнейшая и мощнейшая азиатская держава, которая будет стремиться к тому, чтобы в ближайшие 10–15 лет окончательно закрепиться на передовых стратегических рубежах мировой экономики и политики.