Отечественному строительному комплексу угрожает катастрофа. Источник угрозы – государство, вернее, Минэкономразвития, которое решило в рамках борьбы с бюрократическими барьерами отменить лицензирование всех видов строительной деятельности. Участникам рынка затея Германа Грефа категорически не нравится. Вчера Национальное градостроительное общество представило доклад, в котором подробно объясняется, что очередной непродуманный «либерально-реформаторский» эксперимент попросту угробит одну из наиболее перспективных отраслей российской экономики.
Строители давно пытаются доказать правительству, что такая дебюрократизация им не нужна. Об отмене лицензирования строительных работ, проектирования и инженерных изысканий начали говорить весной, когда Минэкономразвития готовило очередные поправки в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Поправки предполагают отмену 48 видов лицензирования. Помимо строительных работ, в число «освобожденных» от государственного контроля попала деятельность по производству авиационной техники, эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов.
Поправки одобрены правительством и скоро будут обсуждаться Госдумой. Приемные премьера и профильных министров завалены письмами и обращениями. В защиту лицензирования строительства выступили главы всех 89 российских регионов. Но до сих пор никакой реакции со стороны Белого дома не последовало. Доклад Национального градостроительного общества (НГО) под названием «Российский строительный комплекс: возможные сценарии катастроф» – еще одна попытка профессионального сообщества переубедить чиновников.
Председатель НГО Александр Кривов категорически не согласен с утверждением, что лицензия – это административный барьер. «О какой дискриминации малых предприятий может идти речь, если лицензирование устанавливает для всех соискателей независимо от числа сотрудников, статуса и уровня доходов единые требования? – говорится в докладе. – Напротив, может получиться так, что отмена лицензирования закроет малому и среднему бизнесу выход на рынок. Ведь в отсутствие лицензий решающую роль будут играть связи и размеры рекламного бюджета».
Смысл лицензии в том, чтобы не допустить в отрасль непрофессионалов, по сути, лицензирование – способ защиты прав потребителя. В самых рыночных странах строители подчиняются жестким правилам и сталкиваются с такими «бюрократическими барьерами», которые и не снились многострадальному российскому предпринимательству. И никто не жалуется.
Ведь строительство – это не разведение племенного скота (почему-то этот вид деятельности Минэкономразвития оставило в числе лицензируемых). Работа строителей связана с повышенной опасностью, их непрофессионализм может привести к трагедии. Катастрофа в «Трансвааль-парке», при которой погибли 28 и пострадали 110 человек, стала следствием ошибок, допущенных при строительстве и проектировании. «Если здание построено с соблюдением всех норм и стандартов, то даже взрывное устройство не приведет к падению несущих конструкций», – утверждают авторы доклада НГО.
Даже при действующей системе лицензирования, которую, к слову, участники рынка критикуют за недостаточную жесткость, ежегодно происходит до 60 аварий. Только в первом квартале 2004 года в 12 авариях погибли 32 человека и пострадали 139. Падают лестничные пролеты в новых домах, рушатся крыши над автостоянками. По прогнозам правительства, темпы ввода жилья в ближайшие годы должны удвоиться. При этом профессионализм российских строителей и качество их продукции снижаются. Система подготовки инженеров-специалистов и квалифицированных рабочих разрушена, в случае отмены лицензирования потребность в квалифицированных строителях просто исчезнет. Компании смогут уже неприкрыто использовать дешевый и непрофессиональный (а значит, опасный для людей) труд гастарбайтеров.
У государства, подчеркивает Кривов, нет альтернативных лицензированию способов регулирования и контроля за качеством строительства. Минэкономразвития рассчитывает, что эти функции возьмут на себя саморегулируемые организации (СРО). Но закона о СРО еще нет, когда появятся такие структуры в России и насколько они будут эффективны – неизвестно. Не исключено, что СРО попросту станут легальными инструментами захвата отрасли «группой товарищей», которая начнет ее регулировать, как она считает нужным.
Ждать, пока в России разовьются институты гражданского общества по западному образцу, возможно, придется долго. Вопросы регулирования строительной отрасли надо решать сейчас. Городское хозяйство, говорит Кривов, на грани глубокого кризиса. Более половины жилищного фонда и инженерных систем ЖКХ находятся в аварийном состоянии.
Для государства самое время заняться стратегическим планированием и модернизацией городского хозяйства, ужесточить контроль за исполнением фирмами градостроительных регламентов. Вместо этого правительственные реформаторы затеяли отмену лицензий в тот момент, когда в России отсутствуют законодательно утвержденные критерии оценки качества строительных работ.
Вступивший в действие в июле 2003 года Закон «О техническом регулировании» прекратил действие прежней системы технического нормирования. Новые технические регламенты на проектные и строительно-монтажные работы будут разработаны только через семь лет после вступления в силу закона. При этом старые нормы и правила уже переводятся в ранг рекомендательных документов. То есть исполнять их необязательно. «Отказ от лицензирования, если все-таки идти на такой шаг, должен быть увязан во времени с разработкой технических регламентов», – говорит Кривов.
Отзыв лицензии – какая-никакая угроза для компании. Когда все будет держаться на честном слове прораба, в отрасли может начаться настоящий хаос, жертвами которого станут рядовые граждане и само государство. Ведь именно государству придется брать на себя заботу о людях, которые в силу чьего-то непрофессионализма остались без крыши над головой или превратились в инвалидов.