0
1663
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.09.2004 00:00:00

Искусство жить дружно

Ксения Юдаева

Об авторе: Ксения Валентиновна Юдаева - старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок, член научного совета Московского центра Карнеги, ведущий экономист Российско-Европейского центра экономической политики.

Тэги: терроризм, борьба, ирландия, анализ, опыт


«Ребята, давайте жить дружно!» – твердил в известном советском мультфильме добродушный кот Леопольд двум мышатам, которые непрерывно ему пакостили. Возможно, именно неудачи кота Леопольда приучили нынешних российских политиков и простых россиян к мысли, что договориться с теми, кто на тебя нападает, невозможно и не нужно и что нужно выглядеть сильными, поскольку бьют только тех, кого подозревают в слабости. То, что мышата строили пакости коту Леопольду не потому, что не знали, что он сильный, а потому, что стремились поддеть его как более сильного, советская мультпропаганда до россиян так и не донесла.

 

Анатомия успеха

 

В последнее время стало модным ссылаться на опыт Израиля как страны, достигшей небывалых успехов в деле борьбы с терроризмом. Возможно, израильским силам безопасности действительно нет равных по эффективности действий в тех случаях, когда теракт уже имеет место. Однако нужно быть чрезвычайно циничным человеком, чтобы считать израильский опыт действительно удачным. Количество терактов в Израиле не уменьшается, и это, безусловно, свидетельствует о провале политики в отношении терроризма. Успех – это совершенно другая ситуация. Успешной была экономическая политика британского правительства в Северной Ирландии, результатом которой явилось снижение активности ИРА. Чрезвычайно успешной можно считать политику Нельсона Манделы, который смог не допустить гражданской войны в Южной Африке. То есть успех – это реализация проекта «давайте жить дружно». Чтобы добиться успеха, недостаточно увеличить финансирование спецслужб. Нужны более комплексные политические и экономические меры.

Терроризм в международном масштабе – это новое явление, порожденное глобализацией. Межгрупповые конфликты внутри отдельных стран – явление довольно распространенное и достаточно изученное. Известный специалист по конфликтам, профессор Оксфордского университета Фрэнсис Стюарт считает, что конфликты возникают в тех странах или обществах, где высок уровень «горизонтального неравенства», т.е. неравенства в социально-экономическом или политическом положении групп населения, четко очерченных по национальному, расовому, религиозному или какому-либо другому признаку. (Если группы очерчены нечетко, то неравенство между ними может вести к высокой преступности, но не к вооруженным конфликтам и терроризму – примером такой ситуации является Бразилия.)

Так, конфликт 1994 г. в мексиканском штате Чиапас, многочисленные конфликты в Уганде, гражданская война в Шри-Ланке, периодические межрасовые конфликты в США, конфликт между католиками и протестантами в Северной Ирландии происходили на фоне значительного горизонтального неравенства между конфликтующими группами населения. В эту же схему вписывается и исламский терроризм: население, исповедующее ислам, в среднем, безусловно, беднее и живет в худших условиях, чем население западных стран.

Прекращение конфликтов обычно совпадает по времени с существенным ослаблением проблемы горизонтального неравенства. Характерный пример – Северная Ирландия. Если в начале 1970-х гг. уровень дохода, образования, качества жилья и процент занятых высококвалифицированным трудом среди католиков были существенно ниже, чем среди протестантов, то в 1990-х гг. по уровню образования католики и протестанты молодого поколения практически сравнялись, среди католиков значительно улучшилась ситуация с жильем, увеличилась доля работников, занятых квалифицированным трудом или занимающих управленческие должности, снизилось неравенство в доходах и т.д. Существенного улучшения положения коренного населения по сравнению с китайским добилась и Малайзия 1970-х гг. – еще одна страна, являющаяся примером успешного завершения конфликта. А вот в Шри-Ланке похожая политика спровоцировала войну за отделение северных территорий: улучшение экономического положения более бедного большинства сопровождалось там урезанием политических прав более богатой этнической группы.

Важная особенность конфликтов, вызванных горизонтальным неравенством, состоит в том, что их не всегда можно разрешить в рамках стандартного демократического процесса. Межгрупповые конфликты – это чаще всего конфликты между численно менее крупной и более крупной группами, возникающие в ситуации, когда большинство успешно использует политическую систему для улучшения своего политического, экономического или социального положения по сравнению с меньшинством. Борьба с горизонтальным неравенством требует большего учета потребностей меньшинства, что не всегда возможно в рамках демократических институтов, или, лучше сказать, возможно не при всех видах демократических институтов.

 

Россия и Чечня

 

Сегодняшняя напряженная ситуация в Чечне и растущий интерес чеченцев и других российских мусульман к методам, используемым международными террористами, во многом связаны с горизонтальным неравенством. Уровень доходов в Чечне и в целом на Северном Кавказе существенно ниже, а уровень бедности – гораздо выше, чем в среднем по России. Невозможность найти работу является почти повсеместной проблемой. После многочисленных боев и зачисток существенно ухудшилась ситуация с жильем. Не имея на эту тему статистических данных, рискну предположить, что доступ к образованию, особенно за пределами больших городов, ограничен, и это способствует сохранению экономического неравенства в будущем. Подобная же ситуация и с медицинским обеспечением. Даже доступ к мобильной связи у жителей республики ограничен по сравнению с другими гражданами России, причем не только по экономическим причинам.

Бесланская трагедия и визит Путина в Чечню привлекли внимание российских политиков к необходимости поиска экономических путей решения проблемы. Назначение Дмитрия Козака представителем президента на Северном Кавказе, видимо, должно символизировать то внимание, которое теперь будет уделяться этому региону и экономической ситуации в нем.

Какая именно экономическая политика в Чечне будет наиболее эффективной – вопрос важный и, к сожалению, мало обсуждаемый. Все заявления на эту тему сводятся обычно к тому, что людям, прежде всего мужчинам, нужно дать работу, и тогда война станет для них менее привлекательным занятием. Это, безусловно, очень важно, но есть и другие проблемы, требующие такого же, если не большего, внимания. Прежде всего – это проблема доступа детей к образованию. Выросшее в последние 10 лет молодое поколение чеченцев не просто ничего другого, кроме войны, не видело и считает войну естественным для человека занятием. При переходе к мирной жизни они из-за недостатка образования смогут работать только на низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Тем самым будет и дальше фиксироваться горизонтальное неравенство между чеченцами и остальной Россией, что будет способствовать сохранению конфликта. Поэтому восстановление и развитие системы образования в республике – это важнейший шаг к тому, чтобы сделать международный терроризм менее привлекательным работодателем для ее жителей. Может быть, стоит также задуматься о введении квот для жителей Чечни и других республик Кавказа в высших учебных заведениях России. Опыт Советского Союза в этом вопросе был далеко не самым неудачным, и им можно было бы воспользоваться.

 

«Черные вдовы»

 

В России не принято считать гендерные проблемы важными. Пропагандируемые в западных странах меры по повышению статуса женщины обычно воспринимаются у нас как нечто несерьезное и ненужное.

Между тем в отношении Чечни стоит задуматься именно о целенаправленной гендерной политике. Война оставляет после себя не только горы трупов и разрушенные дома. Война – это тысячи женщин, оставшихся без мужа или без возможности выйти замуж, причем часто вынужденные при этом воспитывать детей. Эти женщины сталкиваются с многочисленными проблемами как экономического, так и психологического порядка. Многочисленные чеченские «полковники» это прекрасно понимают, и поэтому врагом России номер один становятся сейчас так называемые «черные вдовы», или шахидки. Для того чтобы затормозить процесс их наступления на Россию, нужна четко продуманная гендерная политика в Чечне.

Мировой опыт показывает, что создание рабочих мест, ориентированных на женщин, может способствовать снижению социальной напряженности в тех регионах, где нужен массовый перевод мужчин на другие виды занятости. Подобным образом, к примеру, власти Шотландии пытаются решить проблему шахтерских городов: после того как многочисленные попытки переквалификации шахтеров оказались неудачными, ставка была сделана на создание рабочих мест для ранее никогда не работавших шахтерских жен.

 

Информация и контроль

 

Чтобы экономическая помощь Чечне и политика восстановления экономики Чечни в очередной раз не провалились, нужны дополнительные политические меры. Концентрация политической, военной и экономической власти в руках клана Кадырова может привести к тому, что значительная часть чеченцев не будет вовлечена в процесс восстановления, горизонтальное неравенство сохранится, и это будет поддерживать напряженность конфликта. Нужна если не демократизация Чечни, то хотя бы расширение диалога между различными силами – шаг, на который Кремль (возможно, под давлением военных и кадыровцев) никак не может решиться, прикрывая свою нерешительность нежеланием связываться с террористами. Такой диалог позволит лучше контролировать нужды людей, а также оценивать эффект от государственной политики.

Важнейшая чеченская проблема – это коррупция, и для ее решения кроме расширения политических прав людей нужно существенно увеличить доступ населения к информации о составе и объеме экономической помощи и об экономических мерах в целом. Анализ работы государственных программ в развивающихся странах, таких, например, как Уганда, свидетельствует о том, что доступ к информации о государственной политике является одним из важнейших способов ограничить коррупцию в деле распределения государственных средств. Если получатель государственной помощи имеет точную информацию о том, какая помощь и в каком объеме ему положена, то его шансы эту помощь получить резко возрастают.

Безусловно, должны быть и рычаги контроля над чиновниками, ограничивающие их возможность противозаконным образом отказывать в помощи тем, кто за ней обращается. Именно для того, чтобы такой контроль существовал, и необходимо создать политическую систему, при которой представители всех слоев населения могли бы более активно участвовать в политическом процессе. Если этого не сделать, то Козаку придется распределять государственные пособия самолично. Так, кстати, устроена выплата грузинских пенсий на территории Южной Осетии – этим занимается сам директор Фонда социального страхования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3439
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2515
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2029

Другие новости