Новая книга президента Киргизии академика Аскара Акаева «Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве» (М.: Междунар. отношения, 2004.) представляется новаторской не только по замыслу, но и по заложенному в ней аналитическому дару крупного ученого, с его опытом государственного и политического деятеля. Это завершающая часть тетралогии, в предыдущую «тройку» которой входили монографии «Переходная экономика глазами физика», «Трудная дорога к демократии» и «Киргизская государственность и народный эпос «Манас».
Появления новой книги А.Акаева я ожидал. Во встречах и обстоятельных беседах с автором во времена моей работы в качестве заместителя Генерального секретаря ООН, генерального директора Европейского отделения ООН я не раз убеждался в его глубоком исследовательском интересе к проблемам международной политики, что в новой книге проявилось сполна.
В своем труде А.Акаев анализирует по существу весь комплекс проблем, вставших перед человечеством на переломе ХХ–ХХI веков, которые принято называть новыми вызовами и угрозами. По каждой из них он как исследователь прослеживает их генезис и эволюцию и как государственный деятель предлагает оптимальные пути разрешения выявившихся трудностей. Читателя, будь то профессионал или непрофессионал, несомненно, заинтересуют неординарные взгляды автора по таким острым проблемам, как международный терроризм, глобализация, роль ООН в современном мире, а также по появившимся в последние полтора десятилетия противоречивым концепциям типа конфликта цивилизаций, агрессивности ислама, ограниченного суверенитета, «бархатных революций», мирового правительства и т.д.
Меня как председателя международной ассоциации «Всеобъемлющий диалог цивилизаций» не могла в первую очередь не заинтересовать глава «Неизбежно ли столкновение цивилизаций?». Представляя эту проблему в широком научном контексте, А.Акаев в духе теории российского ученого Л.Гумилева о пассионарности анализирует времена и обстоятельства разделения мировых цивилизаций на «техногенные» и «традиционные». Исследовательским открытием автора стало обоснование идеи о связи зарождения мировых цивилизаций с деятельностью великих пассионарных личностей, положивших начало мировым религиям (христианство, ислам, буддизм и др.). На международной конференции «Евразия в ХХI веке: диалог культур или конфликт цивилизаций?», недавно состоявшейся на Иссык-Куле, он в своем ярком выступлении призвал изжить понятие «конфликт цивилизаций» из мирового политического лексикона. Этот призыв киргизского президента нашел широкий отклик.
Насыщена интересными наблюдениями глава «Глобализация: добро или зло?». Автор оспаривает взгляды ученых, которые придают этому феномену черты неожиданной вспышки («чертик выпрыгнул из табакерки»), происшедшей в конце истекшего века, и выводит его в ранг явлений, издавна укорененных в человеческой истории. Внимание читателя, несомненно, привлечет глава «Агрессивны ли ислам и другие религии?», в которой аргументированно показывается, что международный терроризм и другие современные угрозы связаны не с исламским и другими вероучениями, а с действиями людей, пытающихся использовать ссылки на религиозные догматы для оправдания своих злобных деяний.
Оригинальна сама структура новой книги А.Акаева. Заголовки большинства разделов носят вопросительный характер. Это звучит как приглашение к читателю поразмышлять вместе с автором над наиболее актуальными проблемами современной международной политики. Подготовленный читатель с одобрением воспримет применение автором к анализу явлений международной жизни теории самоорганизации (синергетики). Эта теория, как видно из книги, дает возможность не только корректно описывать сложные социально-экономические и политические процессы, но и нередко предугадывать то, что «находится за горизонтом».
Каждая из затронутых в книге проблем заслуживает тщательного анализа и разбора. Со своей стороны, выделю лишь три темы: развитие демократии, роль ООН в современном мире и отношения Киргизии с Россией. Изложив в главе «Курс на демократию – императив развития» свое демократическое кредо, автор на примере Киргизии показал, с какими трудностями встретились постсоветские страны в своем демократическом развитии. В этой связи убедительно звучит мысль А.Акаева о том, что нет и не может быть универсальной формулы демократии, одинаково применимой ко всем временам, странам и народам. Он выступает против навязывания демократии извне, в каких бы «бархатных» или «розовых» упаковках это ни преподносилось.
Для меня, много лет отдавшего служению ООН, весьма близка проводимая в книге А.Акаева линия на укрепление роли этой организации в современном мире. Бесспорно, ООН остается уникальным центром согласования действий государств в новом мире. В то же время она нуждается в адаптации к происходящим изменениям. И здесь многие идеи А.Акаева представляют большой интерес. Хотелось бы выделить предложение автора о придании «Группе 8» (с дополнением ее состава за счет Китая и Индии) роли Совета экономической безопасности по типу Совета Безопасности ООН, отвечающего за проблемы обеспечения мира.
И, наконец, вопрос об отношениях Киргизии с Россией. Автор верит в великое будущее нашей страны и делает все возможное для выстраивания российско-киргизских отношений на основе принципов вечной дружбы и тесного союза. В главе «Куда идет Центральная Азия?» убедительно обосновывается возрастание в перспективе тяги центральноазиатских стран к России с учетом географических, исторических, экономических и политических реалий. Проникновенно написана глава «Заповеди внешней политики Кыргызстана», в которой нынешние приоритеты внешней политики республики тесно сопряжены с заповедями национального эпического героя Манаса.
Название новой книги А.Акаева «Думая о будущем с оптимизмом» несет в себе особый смысл. Действительно, многие современные исследования по проблемам мироустройства проникнуты пессимистическими оценками и прогнозами. Каждый кризис преподносится как мировая катастрофа или ее предвестник. Автор исходит из того, что не надо жить только сегодняшним днем, а надлежит думать и более пристально всматриваться в будущее. Мир в своей истории пережил множество катаклизмов, но его поступательное движение от более простого к более сложному не останавливалось. Так и в нынешние непростые времена автор отвергает мрачные пророчества и усматривает «за горизонтом» более светлые времена. И делает это с присущим ему как ученому и дальновидному государственному деятелю жизнеутверждающим умением.
Новая книга А.Акаева получилась интересной и поучительной. При желании в ней можно, конечно, найти и недостатки, но в общем балансе достоинства многократно преобладают. К исследованиям по проблемам мироустройства добавился новый неординарный труд. Книга, по моему мнению, заслуживает широкого читательского внимания.