Лето. Пора каникул и отпусков. Тысячи больших и маленьких пассажиров устремляются в теплые края. Пиково возрастает нагрузка на все виды транспорта, и в частности на поезда – доля железных дорог в общем объеме пассажирских перевозок превышает 40%. Вместе с этим усиливаются и требования к обеспечению безопасности людей. Ведь помимо терактов существует масса других опасностей – аварии, вспышки инфекционных заболеваний┘ Какие меры предпринимаются на железнодорожном транспорте для их предупреждения?
В позапрошлом году Европа была шокирована страшной новостью – машинист одного из поездов в Нидерландах умер, управляя локомотивом. Это привело к аварии с жертвами. Все железнодорожные компании решили усилить контроль за состоянием здоровья машинистов, отправляющихся в рейс. Не стала исключением и российская компания – ОАО «РЖД».
Сейчас на российских железных дорогах полным ходом идет внедрение новых – отечественных! – автоматизированных медицинских комплексов, позволяющих всесторонне оценить состояние машиниста перед рейсом. Комплекс – это рабочая станция на базе персонального компьютера, которая позволяет измерять и записывать частоту сердечных колебаний, дыхательного цикла, величину артериального давления. А также определять, есть ли у человека в парах выдыхаемого воздуха алкоголь. Если хотя бы один параметр окажется не в норме, машиниста ни в коем случае не выпустят в рейс. Но бывает и так, что формально все параметры в норме, а состояние человека все равно внушает опасения. И в этом случае, проанализировав все данные в совокупности, врач или фельдшер может рекомендовать руководству депо все равно заменить машиниста. Ведь помимо объективных показателей существует фактор «разбалансированности психофизиологического состояния», представляющий не меньшую опасность. И новые комплексы позволяют с большей вероятностью выявить этот фактор.
На следующей неделе в Улан-Удэ состоится большое сетевое совещание железнодорожных медиков, где будут обсуждаться вопросы оперативного внедрения новых диагностических комплексов на всех 17 российских дорогах. К настоящему моменту они действуют только на трех – Октябрьской, Восточно-Сибирской и Южноуральской, и полным ходом идет оснащение Московской дороги.
– Новые автоматизированные комплексы позволят минимизировать риск того, что с машинистом, ведущим состав, может случиться что-нибудь прямо в дороге, – говорит руководитель Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» Олег Атьков. – Это особенно актуально для небольших депо, где предрейсовый осмотр часто проводит один-единственный и всем знакомый фельдшер.
Состояние здоровья локомотивных бригад – серьезная, но далеко не единственная забота российских железнодорожных медиков. Ведь есть еще и пассажиры, которые в пути следования тоже могут заболеть. И хуже всего, если это окажется какое-то острое инфекционное заболевание. В последнее время особые опасения вызывает эпидемия вирусного менингита, случаи которого были зарегистрированы сначала в Новосибирске, а потом в Екатеринбурге и ряде других регионов. Однако причин для паники нет – на всех дорогах действует отлаженная система медицинского контроля, позволяющая предотвратить распространение опасного заболевания.
Во-первых, за здоровьем пассажиров на самом деле бдительно следят проводники. И если у кого-то имеют место симптомы заболевания, проводник обязательно сообщит на ближайшую станцию. Там в поезд зайдет бригада медиков, которая оценит состояние больного и примет решение – либо немедленно госпитализировать его, либо разрешить под контролем следовать дальше. Система контроля напоминает эстафету: на следующей крупной станции в вагон снова зайдет бригада врачей – уже другая – и оценит динамику состояния больного. При необходимости организуют непосредственное сопровождение пассажирских поездов бригадами медицинских работников железнодорожного транспорта на всем пути следования.
– ОАО «РЖД» обладает разветвленной сетью медицинских учреждений по всем узловым пунктам дорог, – говорит Олег Атьков. – И лечение больного, которого снимают с поезда, может происходить либо там, либо в муниципальных стационарах. В случае особо опасных заболеваний организуется медицинское наблюдение за всеми пассажирами, имевшими контакт с заболевшим, и проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Информация о пассажирах заносится в специальную базу данных, и даже если они сошли раньше, чем проявилось заболевание, железнодорожные медики все равно проверят состояние их здоровья уже по месту жительства.
Летом прошлого года, когда имели место вспышки атипичной пневмонии в Китае, Департамент медицинского обеспечения ОАО «РЖД» организовал контроль всех пассажирских поездов в приграничной зоне. На всех четырех пропускных пунктах вместе с таможенниками и пограничниками в вагоны входили врачи, которые проводили осмотр пассажиров и электронное термометрирование (инфракрасные термометры позволяют измерять температуру тела за 3 секунды). В случае серьезных подозрений китайских пассажиров отправляли на карантин.
Кроме того, все поезда по эстафете, от станции к станции, сопровождались медицинскими бригадами. Это продолжалось два месяца, с июля по начало сентября, до тех пор, пока Китай не объявил о том, что опасности больше нет. И надо отдать должное усилиям железнодорожных медиков: атипичную пневмонию в Россию не пустили. Хотя опасность была серьезная и последствия могли лечь ощутимым бременем на бюджет здравоохранения. Ведь лечение только одного больного атипичной пневмонией – а единичный случай был зарегистрирован в Благовещенске – обошлось в 100 тыс. руб.
В начале сентября под Брянском компания проводит учения, где будут имитироваться теракт и «выявление» больного с особо опасной инфекцией (холерой) в поезде, следующем из южного региона. В учениях примут участие железнодорожные медики не только из России, но и из стран СНГ. Это позволит отработать алгоритм их взаимодействия друг с другом, а также с территориальными учреждениями здравоохранения и подразделениями МЧС, ФСБ и МВД.
В ходе учений будет впервые продемонстрирован новейший мобильный телемедицинский комплекс. Это автомобиль со спутниковой антенной и рабочей станцией, оснащенной телекамерой. Станция позволяет не только передавать в специальные пункты при дорожных больницах изображения раневых поверхностей, но и физиологические параметры потерпевших – ЭКГ, концентрацию кислорода в крови и т.д. Это позволяет точно определить степень тяжести поражения и сразу же правильно выбрать тактику «лечебно-эвакуационных мероприятий», определить порядок и место госпитализации пострадавших и больных.
Кроме того, учения позволят отработать не только меры неотложной помощи пострадавшим, но и взаимодействие организаций медицинского страхования сразу трех стран – России, Украины, Белоруссии.