Вступление стран Балтии в Европейский союз подвело черту под прошлым. Тем самым складываются необходимые предпосылки для того, чтобы перевернуть прежнюю страницу отношений России с Балтией и начать новую главу.
Балтийские элиты, выполнив историческую задачу «возвращения в Европу» и добившись членства в НАТО, могут больше не опасаться попасть в орбиту влияния России. Теперь у них более прочные позиции для диалога с восточным соседом. При всех упованиях на менеджерскую помощь Брюсселя и поддержку экономических фондов ЕС, национальные хозяйства стран Балтии по-прежнему находятся в тесной связке с Россией.
Без доходов от транзита российских энергоносителей и потока туристов, особенно гарантированного сбыта сельхозпродукции на просторы СНГ Латвия, Литва и Эстония вряд ли смогут обойтись. Надежды на то, что Германия и Скандинавские страны помогут балтийским государствам освободиться от «экономических объятий восточного соседа», развеялись. К тому же в балтийской политике произошла смена элитных поколений. Как свидетельствует, например, «дело Паксаса» в Литве, на авансцену вышли молодые и амбициозные прагматики, для которых антирусские комплексы и антироссийские фобии уже отнюдь не пропуск во власть. Кроме того, три балтийских государства вовлечены в конкурентную субрегиональную борьбу за транзитные грузопотоки, внимание зарубежных инвесторов и участие экономических партнеров.
Смена стратегических курсов соседей была, как известно, болезненно воспринята в России, хотя балтийские страны в глазах российского руководства не относятся к сфере первоочередных интересов. В Москве решили дать поработать времени. В духе канцлера Горчакова: в действие вступили более веские аргументы и весомые доводы. Построив Балтийскую трубопроводную систему и порты в восточной части Финского залива (Приморск, Усть-Луга, Батарейная), Москва добилась большей диверсификации транспортных потоков из России. Планируется сооружение Североевропейского газопровода в Европу. Влияние российского капитала в странах субрегиона стало достаточно заметным. Этот капитал контролирует здесь некоторые ключевые предприятия. После закрытия Игналинской АЭС в Литве энергетическая зависимость от востока может возрасти, поскольку альтернативные энергоисточники, например, финские, – на 40% имеют российское происхождение.
В связи с расширением ЕС Москва на основе «особых транзитных документов» все же урегулировала проблему проезда российских граждан через территорию Литвы в Калининград. В протоколе и декларации о расширении действия соглашения ЕС–РФ, подписанных 27 апреля в Люксембурге, признается, что проблема русскоязычных Латвии и Эстонии стала теперь проблемой Евросоюза. На говорящих по-русски сегодня в Балтии уже не смотрят как на оккупантов, а скорее как на привлекательный платежеспособный контингент.
Состояние отношений России и стран Балтии свидетельствует, что за прошедший период сторонам удалось избавиться: одной – от мании величия, а другой – от мании преследования. В балтийских странах осознают, что на поддержании статуса «прифронтовых государств» вряд ли можно получить у держав Запада необходимые политические дивиденды и экономические бонусы, особенно если Москва не втягивается в контрсиловые игры. Евросоюз в своей стратегии отношений с РФ предусматривает все новые инициативы, будь то зона свободной торговли, энергетический диалог, общее экономическое пространство или «четыре общих пространства», в рамках общей интеграционной модели Единой Европы.
Застойный характер двусторонних связей не устраивает и Россию. В деловых и некоторых политических кругах недовольны отсутствием инициативных шагов МИД РФ, чтобы вернуться в Прибалтику. Москве не удается конвертировать там свое экономическое влияние в политический ресурс, отчасти из-за нежелания олигархов, оперирующих в субрегионе, делать соответствующие политические вложения. Российская дипломатия по-прежнему не может опереться на соотечественников в Балтии при решении своих задач. Чтобы вывести из тупика российско-балтийские отношения, нужны, как видится, смелые дипломатические шаги навстречу друг другу и политическая воля высшего руководства. Потом уже может быть открытое обсуждение как всего комплекса накопившихся проблем (Эстонии и Латвии продвинуть договоры о границе с Россией, выравнять железнодорожные тарифы и прочие темы), так и перспектив наших связей.
Вряд ли кто-либо в Москве ожидает от прибалтов больших и громких инициатив, самостоятельности в вопросах использования НАТО их инфраструктуры, присоединения к ДОВСЕ. Эти вопросы в сфере большой политики и будут результатом договоренностей на высшем уровне, в частности в формате НАТО–РФ. Сейчас, когда появился удобный момент улучшить отношения с Россией, властям в Риге, Таллине и Вильнюсе можно ограничиться лишь «малыми шагами». Главное – не нужно дразнить Москву.
Прекращение демонстративных акций преследования советских ветеранов-антифашистов и чествования легионеров Waffen SS, свертывание различных пропагандистских кампаний (по «возмещению причиненного оккупацией СССР ущерба», который, например, оценен в «Белой книге» Эстонии в 49 млрд. долл., или о «черном юбилее» пакта Молотова–Риббентропа) – все это будет, без сомнения, позитивно воспринято российским руководством и обществом в целом. Если в Балтии политики объяснят своим избирателям, что Россия больше не исконный враг, а прагматичный партнер, то тогда сформируется необходимый фон для двустороннего сотрудничества.