Информация, даже пропагандистская – хлеб насущный в зоне боевых действий.
Фото Reuters
Самое активное и непосредственное участие в успешном проведении военной операции ВС США против Ирака приняли части и подразделения психологических операций (ПсО) сил специальных операций ВС США. При этом они не только массированно применяли все традиционные формы и методы информационно-психологического воздействия (ИПВ) на противника, но и предложили ряд новых способов использования современных технологических возможностей, в частности активное применение интернета и мобильной связи. Психологические операции, проведенные в ходе операции «Свобода Ирака», были гораздо масштабнее и намного более тесно увязаны с планами конкретных военных операций, чем когда-либо.
Во многом это стало возможным благодаря крайне серьезному отношению военно-политического руководства США к использованию сил и средств ПсО в ходе военных конфликтов. Определенные неудачи при организации и ведении психологических операций в ряде последних военных кампаний США (в Сомали, в ходе воздушных ударов по Югославии, в Косово и Афганистане) вынудили Пентагон внимательнейше изучить опыт применения сил ПсО ВС США и предпринять меры по совершенствованию своего потенциала в этой области.
Так, в 2000 г. специальная группа Комитета военно-научных исследований (КВНИ) Министерства обороны США по заказу руководства своего ведомства подготовила специальный доклад на тему «Создание и распространение всех видов информации в поддержку психологических операций во время военного конфликта». Ценность исследования состоит в том, что данный комитет был создан для представления министру обороны независимого мнения. Утверждения, выводы и рекомендации КВНИ могут не совпадать с официальной точкой зрения Министерства обороны США.
Изначально данная спецгруппа КВНИ была создана в связи с рядом недостатков ведения ПсО, выявленных в ходе военной кампании в Югославии (в частности, самолеты ЕС-130Е Commando Solo оказались тогда неспособны вести радио- и телевещание) и некоторых более ранних операций ВС США. Впоследствии было решено расширить задачу исследования и изучить все вопросы, связанные с психологическими операциями как составной частью единой кампании по проведению информационных операций в мирное время, в угрожаемый период и в ходе боевых действий. Был также рассмотрен круг вопросов, связанных с организационной структурой сил ПсО в вооруженных силах США и взаимоотношениями между структурами ПсО и разведки. Кроме того, группа сосредоточила внимание на перспективных технологиях, включая спутниковое вещание и использование быстро развивающихся мобильных коммуникационных технологий. Кроме подробного анализа в задачи группы входила разработка практических рекомендаций.
═
Перспективы использования
═
По мнению американских аналитиков, в ближайшей перспективе ПсО должны стать гибким средством быстрой доставки нужной информации, подстроенной с точки зрения технических возможностей восприятия под возможного противника в районе операций ВС США. В будущем отчетливее проявится тот факт, что ПсО будут иметь максимальную эффективность, если начать проводить их до конфликта и продолжать после завершения активной фазы. Проводимые в угрожаемый период ПсО помогут сформировать благоприятную для ВС США обстановку в регионе.
В будущем в ходе проведения тактических ПсО уменьшится роль обычных звуковещательных средств. Тактические группы ПсО будут широко использовать новейшие электронные средства получения и передачи информации. Во избежание риска больше не будут использовать переносные звуковещательные станции. Вместо этого звукопрограммы будут передаваться по беспроводным сетям на автоматические громкоговорители на наименее уязвимой бронетехнике (например, танках) и будут сбрасываться в ходе рейдов в тылу противника. Основной задачей тактических групп ПсО станет сбор черновых видеоматериалов и их отправка для дальнейшей обработки в различные центры по разработке материалов ПсО. При этом активно планируется использовать новейшие цифровые средства коммуникации в режиме реального времени. Собранные материалы будут отсылаться напрямую в объединенный штаб ПсО и использоваться в телепередачах госдепартамента, транслируемых во всемирной сети. Для распространения материалов ПсО в мирное время будут заключаться контракты с местными СМИ.
═
Современное состояние
═
С точки зрения специалистов группы, быстрое развитие средств коммуникации и современная скорость передачи информации привели к значительному размыванию границ между тремя уровнями ПсО: стратегическим, оперативным и тактическим.
Как отмечается в докладе, современная структура психологических операций ВС США во многом отражает изжившую себя политику холодной войны с ориентацией на поддержку тактических психологических операций непосредственно на поле боя с использованием звуковещательных станций и непосредственного общения. Доктрина и организационно-штатная структура психологических операций ВС США на стратегическом уровне больше соответствуют требованиям военного времени. Такая ориентация является причиной низкой эффективности действий сил и средств ПсО в угрожаемый период и в ходе миротворческих операций. В числе главных недостатков системы психологических операций ВС США на стратегическом уровне эксперты отмечают отсутствие согласованности и несоответствие в содержании информационных кампаний на ТВД и мероприятий в области программ международного общественного информирования (внешнеполитической пропаганды – МОИ).
Учитывая масштабы ИПВ в ходе оперативных ПсО, планирующие органы ПсО должны развернуть свою деятельность в поддержку главкома на ТВД и начать координировать мероприятия ПсО еще до начала переброски войск в регион. Однако развертываемые обычно оперативные группы ПсО малочисленны и не обладают соответствующим уровнем компетентности для эффективной организации ПсО (в первую очередь это касается качественного планирования, то есть включения мероприятий ПсО в оперативные планы).
В области организации и ведения психологических операций на оперативном уровне силы и средства ПсО ВС США призваны конкурировать с хорошо подготовленными местными и международными средствами массовой информации, которые зачастую лучше финансируются и лучше оснащены в техническом плане. В частности, они не имеют возможности распространять материалы ИПВ через интернет и коммерческие спутниковые каналы. Теле- и радиовещательные станции, размещенные на борту самолетов ЕС-130Е Commando Solo, технически устарели и легко подавляются техническими средствами противника. Подразделения ПсО ВС США, как правило, укомплектованы военнослужащими, представляющими собой, как отмечено в докладе, «в большинстве случаев любителей без специального образования», не имеющими опыта профессиональной работы в крупных СМИ и соответствующих навыков в маркетинге, изучении общественного мнения и производстве материалов ИПВ.
Особо в докладе КВНИ выделены проблемы, связанные с недостаточным знанием специалистами ПсО ВС США национально-психологических и культурных особенностей зарубежных объектов воздействия, что неоднократно приводило к низкой эффективности проводимых мероприятий. В идеале, по мнению экспертов группы, изучение иностранных объектов психологических операций должно быть поставлено на современную научную основу и базироваться на доступе к любым данным национального разведывательного сообщества и последним достижениям в области информации. В действительности специалисты ПсО ВС США сталкиваются со значительными трудностями при получении необходимых данных.
В докладе обращается внимание руководства МО на то, что существующая организационно-штатная структура сил ПсО ВС США плохо отвечает потребностям проведения тактических ПсО. Региональные батальоны, которые отвечают за ведение оперативных психологических операций, испытывают трудности при развертывании в районах боевых действий и дефицит специалистов, способных решать разноплановые задачи.
Основной недостаток сил и средств, предназначенных для тактических психологических операций, заключается в их значительной уязвимости в конфликтах средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих факторов современного оружия срок жизнедеятельности тактических команд ПсО в составе трех человек на легком бронированном автомобиле, оснащенном громкоговорителем с дальностью вещания около 1000 м, по оценкам экспертов группы, будет идти уже не на часы, а на минуты, а средства удаленного управления сеансами звуковещания пока не разработаны.
═
Рекомендации по совершенствованию
═
Одним из главных выводов специальной группы, прозвучавших в докладе, стало настоятельное требование, чтобы применение ПсО в ходе военных действий рассматривалось должностными лицами всех уровней как неотъемлемая часть общей военной операции, а не отдельно. Для повышения эффективности ПсО необходимо включать их как часть единой информационной операции на всех стадиях развития конфликта начиная с угрожаемого периода в мирное время, включая полномасштабные боевые действия и этап после завершения основной фазы вооруженного конфликта (операции по стабилизации обстановки и восстановлению мира).
Кроме того, в докладе был сформулирован целый ряд конкретных практических рекомендаций по совершенствованию ПсО ВС США. Эксперты группы КВНИ предлагают:
1. Создать в Министерстве обороны специальный орган по планированию психологических операций, который будет обеспечивать интеграцию психологических операций на оперативном и тактическом уровне с программами стратегического международного общественного информирования, а также оказывать помощь в планировании стратегических ПсО.
2. Пересмотреть организационно-штатную структуру и ряд должностных категорий аппарата ПсО.
3. Помощник министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности и командование специальных операций США должны предпринять меры по повышению общего качества материалов ИПВ путем привлечения существующих на рынке производителей высококачественной продукции. С этой целью необходимо обеспечить соответствующее финансирование сил ПсО ВС США для определения и задействования в своих интересах определенного круга стабильных коммерческих медиапровайдеров, на что потребуется примерно 10 млн. долл. в год.
4. Создать в разведывательном управлении Минобороны специальное разведывательное подразделение психологических операций.
5. Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании специального фонда военной разведки, необходимого командованию специальных операций США для приобретения соответствующих информационных источников за пределами страны, прежде всего в Европе и Азии, а также для создания банка данных. Затраты на это оцениваются примерно в 5 млн. долл. в год.
6. Министерству обороны совместно с государственным департаментом США необходимо обеспечить финансирование, определить, приобрести и поддерживать в надлежащем состоянии коммерческие каналы и «раскрученные» брэнды для распространения информации в интересах ПсО. Рекомендуется активно привлекать для ПсО признанных профессионалов и использовать высококвалифицированные коммерческие структуры, способные обеспечить качественное содержание материалов ИПВ. Предполагаемые расходы примерно 10 млн. долл. в год.
7. Министерство обороны должно приобрести технические возможности, соответствующие современным и перспективным технологиям и способам распространения массовой информации. Более того, Минобороны должно обеспечить финансирование приобретения (в собственность или в аренду) у коммерческих организаций перспективных каналов создания и распространения информации. Предполагаемые расходы – приблизительно 10 млн. долл. в год.
8. Министерство обороны должно продолжить оснащение существующего парка самолетов EC-130E Commando Solo комплектом оборудования для специальных миссий. Для выполнения различных миссий командованию специальных операций США необходимо разработать малогабаритные и легко перенастраиваемые приемопередающие комплексы, совместимые с различными базами, включая беспилотные летательные аппараты и арендуемые самолеты. Первоначальные вложения в разработку оцениваются примерно в 10–20 млн. долл. в год.
9. Ежегодно увеличивать финансирование на обеспечение потребностей сил ПсО примерно на 50 млн. долл.