Три года пустовавший нефтепровод Одесса–Броды теперь будет работать, принося пользу и России, и Украине.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
В последние несколько лет Россия стабильно наращивает объемы добычи и экспорта нефти. Обширные инвестиции и поддержка нефтепрома со стороны российского правительства обеспечивают уверенный прирост добычи и экспорта как за счет внедрения новых технологий добычи, так и за счет развития инфраструктуры транспортировки нефти. Согласно последнему прогнозу МЭРТа, по итогам 2004 года в стране будет произведено 450 млн. тонн нефти и газоконденсата, или на 6,9% больше уровня 2003 года.
В начале 2004 года президент компании «Транснефть» Семен Вайншток заявил, что экспорт нефти в 2004 году увеличится более чем на 30 млн. тонн и составит как минимум 238 млн. тонн. В первую очередь это произойдет за счет увеличения мощностей Балтийской трубной системы (БТС). До первого августа они достигнут 46 млн. тонн. Ожидается, что к концу года пропускная способность БТС составит 50 млн. тонн.
Тем не менее зависимость российских нефтяников от иностранных государств очевидна: значительный объем добычи до сих пор транспортируется, в частности, через Босфорский пролив, пропускная способность которого достигла критического предела. Первые нотки недовольства властей Турции прозвучали еще в 1998 году. За последующие годы количество танкеров с нефтью, проходящих через Босфор, возросло на 75% – до 7,427 тыс. судов в 2002 году. За этот же период объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти в 2 раза – до 123 млн. тонн.
В связи с подобной загруженностью навигация по Босфору весьма затруднена: узкий пролив и капризы черноморской погоды существенно осложняют навигацию российским танкерам. В течение последних нескольких лет «Транснефть» серьезно рассматривала возможность участия в проектах, которые позволили бы снизить загрузку Босфора, и продолжает работать в этом направлении.
В правительстве рассматривались разные альтернативные способы экспорта российской нефти, среди которых эксперты особенно выделяли средиземноморское направление и, в частности, Украину. Ближайший сосед России по СНГ традиционно является существенным транзитным каналом экспорта российской нефти в Черноморском регионе.
19 августа 2001 года на Украине состоялось открытие трубопровода Одесса–Броды протяженностью 557 км. Проектная мощность первой очереди трубопровода составляет 12 млн. тонн в год. Стоимость государственных инвестиций в строительство составила 465,4 млн. долл. Однако дальше торжественного открытия дело не пошло, и на протяжении последних трех лет трубопровод фактически простаивал. При этом прямым виновником этой ситуации называлась Россия, якобы блокировавшая экспорт углеводородного сырья по маршруту Одесса–Броды. На самом деле виноват в простое так и не начавшийся поток каспийской нефти в Европу, на который изначально рассчитывало украинское правительство. Транзит значительного объема каспийской нефти по системе компании «Транснефть» фактически устранил потребности региона в отдельном трубопроводе. На отсутствие спроса на каспийскую нефть повлияли и более низкие цены на российскую смесь Urals в Центральной Европе.
Российские компании не раз предлагали правительству Украины реверсивное (северное) использование трубопровода, гарантируя загрузку до 9 млн. тонн сырья. Эти инициативы встречали резкую критику со стороны украинской стороны, которая настаивала на начале поставок каспийской нефти через Польшу. При этом, по мнению международных экспертов, годовой доход Украины от транспортировки каспийской нефти по направлению к Польше не превысил бы 50 млн. долл.
26 июля в ходе встречи российских и украинских деловых кругов в Ялте глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко заявил о начале транспортировки российского сырья через трубопровод Одесса–Броды. «С 1 августа нефтепровод начнет заполняться и будет работать на пользу экономик наших двух стран», – подчеркнул он. Заполнение нефтепровода завершится в сентябре, и для этого потребуется 425 тыс. тонн нефти. В четвертом квартале текущего года по новому маршруту планируется прокачать 2 млн. тонн сырья.
Решение украинского правительства по трубопроводу Одесса–Броды вызвало поддержку экспертов двух стран, которые отметили взаимную выгоду этого решения как для России, так и для Украины. Загрузка простаивающего трубопровода выгодна в первую очередь украинской стороне. Ежегодный доход Украины от транспортировки до 9 млн. тонн сырья оценивается в 91,8 млн. долл. Помимо дополнительных бюджетных средств начало транспортировки позволит обеспечить работой коллектив нефтепровода.
Это решение имеет ряд других преимуществ. Северное направление транспортировки становится основным, приобретая первостепенную важность для всех. Причем объемы транзита нефти через Босфор увеличиваются незначительно: часть российских железнодорожных поставок, идущих через Босфор, будет перенаправлена по трубопроводу. Дополнительный объем прокачки, таким образом, составит только около 8% от общего транзита через Босфор (116,6 млн. тонн в 2002 году). Учитываются экологические интересы Турции, власти которой опасаются экологической катастрофы в регионе. С другой стороны, в случае закрытия Босфора по каким-либо причинам возможность реверса позволяет оператору нефтепровода Одесса–Броды спланировать необходимый план-график действий.
«Я благодарен российской стороне за конструктивную позицию по решению вопроса по три года пустующему нефтепроводу Одесса–Броды. В конечном счете мы приступаем к его заполнению с первого числа. Он будет приносить пользу стране и эффективно работать на благо экономик обеих стран», – сказал Юрий Бойко.