Агентство экономических новостей по заказу и с участием «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкупа чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам июня текущего года. 63 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – ИД «КоммерсантЪ», А.Кондратьев – ИД «КоммерсантЪ», Б.Леонов – «Труд», Ш.Муладжанов – «Московская правда», С.Туранов – Агентство экономических новостей, Ю.Якутин – «Экономика и жизнь», и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, В.Никонов – фонд «Политика», Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие «лоббист» в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы – корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер «групп интересов». Можно отметить, что существует также отличное от общепринятого узкопрофессиональное употребление термина «лоббист», принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем «весовым категориям». Первая – это «первые лица» коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая – это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали «лоббисты-профессионалы». В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.), а также крупных чиновников, прежде всего министров, работа которых связана с лоббированием определенных интересов. Так, министр сельского хозяйства по определению обязан отстаивать интересы аграриев, иначе он будет плохим министром. В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки «цивилизованного лоббирования». Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые «всеядные» руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Усилия администрации президента, правительства и «Единой России» по формированию рынка доступного жилья увенчались в прошедшем месяце заметным успехом. С их подачи Госдума приняла в первом чтении пакет, состоящий аж из 27 законопроектов, направленных на стимулирование предложения и спроса на рынке недвижимости. Главным идеологом «жилищной революции», как и других общенациональных проектов, является помощник президента Игорь Шувалов, основными лоббистами от правительства и «Единой России» – соответственно министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и депутат Госдумы Георгий Боос. Неудивительно, что их рейтинг увеличился; правда, прохождение пакета через последующие думские чтения, по мнению аналитиков, будет менее безоблачным.
Продолжил продвижение наверх Леонид Рейман, возглавляющий вновь образованное Министерство по информационным технологиям и связи. В июне он опять продемонстрировал хорошие лоббистские возможности – правительство согласилось с предложенным Рейманом положением о Минсвязи. При этом полномочия и штат министерства заметно расширились по сравнению с тем, что было до его слияния с Минтрансом.
Министру экономического развития и торговли Герману Грефу повезло меньше. Глава правительства Михаил Фрадков отверг его предложения о механизме и сроках акционирования оптовых генерирующих компаний при проведении реформы РАО «ЕЭС России». В результате также понизился рейтинг главы последнего – Анатолия Чубайса, тем более что премьер объявил о переносе рассмотрения правительством вопроса об ОГК как минимум на полгода. Аналитики расценили это как приостановку реформирования отечественной электроэнергетики, основным лоббистом которого является Чубайс.
Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян впервые вошел в группу «очень сильной эффективности» в номинации «профессионалов». Очевидно, эксперты по достоинству оценили его усилия, направленные на стабилизацию ситуации в условиях неожиданно возникшего банковского кризиса. В частности, Центробанк принял давно лоббируемое АРБ решение о значительном снижении отчислений банков в Фонд обязательного резервирования. Теперь у них будет больше возможностей восстановить рынок межбанковских кредитов, да и проблем с вкладчиками должно поубавиться.
«Топ-25» этой же номинации пополнился рядом персоналий. Страховое сообщество теперь вместо главы Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля представляет руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. В рейтинг также впервые вошли два члена недавно созданного Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. Одним из них стал Сергей Борисов, возглавляющий «ОПОРу России» – организацию, отстаивающую интересы малого и среднего бизнеса. Другим – руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Его «аппаратный вес» не вызывает сомнений – ранее Вьюгин был первым замминистра финансов РФ, первым зампредом Центрального банка РФ. Интересно, что в совет не вошли Евгений Примаков (Торгово-промышленная палата) и Аркадий Вольский (Российский союз промышленников и предпринимателей), что могло стать причиной некоторого снижения их рейтинга.
В региональной номинации самарский губернатор Константин Титов совершил скачок в рейтинговой таблице сразу на четыре места. Согласно решению областного суда очередные выборы в регионе состоятся почти на год раньше запланированного срока. Что заметно повышает шансы Титова (который, как считают аналитики, пролоббировал это решение) сохранить губернаторскую должность. Позиции президента Башкортостана Муртазы Рахимова, наоборот, несколько ухудшились. Ему не удалось пролоббировать назначение своей креатуры на пост главного налоговика республики – региональное управление Министерства по налогам и сборам возглавил бывший заместитель руководителя управления МНС по Мурманской области Николай Лукичев.
Список ведущих лоббистов покинул Каха Бендукидзе, который поменял статус известного российского предпринимателя на должность министра экономики Грузии. Теперь он может использовать свои связи для расширения экономического сотрудничества двух стран.
═
Лоббисты – первые лица | |||
№ | Ф.И.О. | В июне 2004 г. | В мае 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,14 | 4,10 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,10 | 4,07 |
3 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,02 | 4,05 |
4 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 4,00 | 3,80 |
Сильная эффективность | |||
5–6 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 3,91 | 4,01 |
5–6 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,91 | 3,80 |
7 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 3,87 | 3,96 |
8 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,81 | 3,78 |
9 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,77 | 3,74 |
10 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,72 | 3,67 |
11–12 | Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) | 3,70 | 3,66 |
11–12 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,70 | 3,70 |
13 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,69 | 3,66 |
14 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК■) | 3,68 | 3,65 |
15 | Фадеев Г.М. (⌠Российские железные дороги■) | 3,53 | 3,45 |
16 | Веремеенко С.А. (Фонд содействия развитию регионов) | 3,44 | 3,42 |
17 | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 3,42 | 3,43 |
18 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■) | 3,41 | 3,40 |
19 | Рашевский В.В. (⌠СУЭК■) | 3,21 | 3,03 |
Средняя эффективность | |||
20 | Коган В.И. (банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 2,59 | 2,47 |
21 | Чемезов С.В. (⌠Рособоронэкспорт■) | 2,52 | 2,47 |
22 | Усманов А.Б. (⌠Газпроминвестхолдинг■ ) | 2,41 | 2,44 |
23–24 | Каданников В.В. (⌠АвтоВАЗ■) | 2,38 | 2,41 |
23–24 | Йордан Б.А. (инвестиционный фонд ⌠Спутник■) | 2,38 | 2,34 |
25 | Мордашов А.А. (⌠Северсталь-групп■) | 2,35 | 2,37 |
Средний рейтинг | 3,43 | 3,42 | |
Лоббисты – региональные лидеры | |||
№ | Ф.И.О. | В июне 2004 г. | В мае 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,30 | 4,33 |
2–3 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,25 | 4,28 |
2–3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,25 | 4,23 |
4 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,06 | 4,08 |
5 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия–Алания) | 4,04 | 4,04 |
6 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,03 | 4,01 |
Сильная эффективность | |||
7 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,72 | 3,65 |
8 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,70 | 3,94 |
9–10 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,40 | 3,21 |
9–10 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,40 | 3,60 |
11 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,36 | 3,08 |
Средняя эффективность | |||
12 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,77 | 2,71 |
13 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,65 | 2,68 |
14 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,61 | 2,51 |
15 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,59 | 2,71 |
16–17 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,47 | 2,28 |
16–17 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,47 | 2,51 |
18 | Зязиков М.М. (Республика Ингушетия) | 2,43 | 2,41 |
19 | Строев Е.С. (Орловская область) | 2,36 | 2,48 |
20 | Собянин С.С. (Тюменская область) | 2,35 | 2,47 |
21–22 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,23 | 2,17 |
21–22 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,23 | 2,21 |
23 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,17 | 2,28 |
24 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 2,05 | 2,07 |
25 | Кресс В.М. (Томская область) | 2,02 | 2,04 |
Средний рейтинг | 3,04 | 3,04 | |
Лоббисты-⌠профессионалы■ | |||
№ | Ф.И.О. | В июне 2004 г. | В мае 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Козак Д.Н. (аппарат правительства РФ) | 4,63 | 4,69 |
2–3 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,57 | 4,61 |
2–3 | Кудрин А.Л. (Министерство финансов) | 4,57 | 4,67 |
4–5 | Шувалов И.И. (помощник президента) | 4,16 | 4,10 |
4–5 | Греф Г.О. (Министерство экономического развития и торговли) | 4,16 | 4,23 |
6 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 4,02 | 3,95 |
Сильная эффективность | |||
7–8 | Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) | 3,83 | 3,76 |
7–8 | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,83 | 3,90 |
9 | Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) | 3,72 | 3,76 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,70 | 3,72 |
11 | Лесин М.Ю. (советник президента) | 3,67 | 3,60 |
12 | Зурабов М.Ю. (Министерство здравоохранения и социального развития) | 3,61 | 3,47 |
13 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,51 | 3,67 |
14 | Рейман Л.Д. (Министерство информационных технологий и связи) | 3,37 | 3,20 |
15 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,35 | 3,40 |
16 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,31 | 3,28 |
17 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Ассоциация производителей удобрений) | 3,25 | 3,23 |
18 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,23 | 3,40 |
19 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,16 | 3,15 |
20 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,15 | 3,13 |
Средняя эффективность | |||
21 | Вьюгин О.В. (Федеральная служба по финансовым рынкам) | 2,93 | – |
22 | Боос Г.В. (депутат Госдумы) | 2,61 | 2,43 |
23–24 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,38 | 2,45 |
23–24 | Ломакин-Румянцев И.В. (Федеральная служба страхового надзора) | 2,38 | – |
25 | Борисов С.Р. ⌠ОПОРа России■ | 2,34 | – |
Средний рейтинг | 3,50 | 3,56 |