0
1134
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.07.2004 00:00:00

Губернаторы хотят решать, а не советовать

Тэги: киров, форум, шаклеин


–Бросается в глаза, что роль губернаторов резко упала. На Госсовете ваши коллеги обсуждают не затрагивающие их напрямую темы, предпочитают молчать. Вам так не кажется?

 

– Согласен. Вот когда губернаторы участвовали в работе Совета Федерации, этот орган получался выше по уровню, и интересы региона проводились более действенно. А Госсовет – орган совещательный, не принимает обязательных решений, через него возможностей влиять меньше. Решения Госсовета, если они не подкреплены действиями президента, не сильны. Может быть, потому пропал интерес к активной работе.

 

– Сергей Миронов предложил свой вариант реформы Совфеда. Спикер считает, что надо резко ограничить возможности отзыва сенаторов регионами. Как вы к этому относитесь?

 

– Я не согласен с ситуацией, когда СФ состоит из представителей регионов, но территория не может отозвать своего делегата. Должна быть ответственность сенатора перед регионом. Может быть, следует предусмотреть причины отзыва – прервал связь с регионом, не участвует в работе палаты. Что касается самого СФ, то мне кажется, что надо вернуться к прежней системе, когда руководители регионов и представители законодательных органов входили в него по должности.

 

– Не боитесь, что работы сильно прибавится?

 

– Да ничего страшного. Справлялись тогда, справимся и сейчас. Совет Федерации ведь не Дума, законы не готовит. Можно, конечно, устроить прямые выборы. Но я все же вернулся бы к первому варианту, он, по-моему, был неплохой. Ответственность у глав регионов и заксобраний выше, чем у тех, кто там сейчас заседает. Делегируют-то у нас не жителей того или иного субъекта Федерации, а москвичей, у которых и связи-то с регионом нет.

 

– Сейчас многие региональные начальники под «дамокловым мечом»: Аяцков, Машковцев, Лисицын, теперь – Шаманов. Как вы относитесь к таким кампаниям? Не боитесь, что и ваша область попадет под подозрение?

 

– Причины неприятностей Аяцкова и Шаманова разные. У Шаманова – финансовое положение области, а у Аяцкова – какие-то личные дела. Я, правда, не в курсе, насколько обоснованно все делается, но пока об этом особо не думаю. Сами мы повода стараемся не давать, чтобы сразу кто-то меч надо мной повесил. Да и срок работы пока всего шесть месяцев.

 

– На последнем Госсовете губернаторы по своей инициативе затронули тему, которой не было в повестке дня, – социальную реформу. Многие регионы прислали в Думу отрицательные отзывы на этот закон. Вы тоже считаете, что реформа ударит по населению?

 

– Она необходима. Натуральные льготы несправедливы, и многие из них не используются. Тут предлагается правильный подход, более хозяйственный. Было много случаев, когда из Кирова за 40 километров в санаторий едет за водичкой ветеран, набирает баллончики и едет обратно. Бесплатно, ничего не сделаешь. А теперь он будет думать: а надо ли ему ехать туда вообще? Если же говорить об общих расходах государства на льготы, то суммы, предусмотренные при монетаризации, будут не меньше, а даже больше. Ведь некоторые льготы – чисто декларативные. У многих муниципалитетов и субъектов Федерации нет средств на их реализацию. Главное, чтобы была обеспечена гарантированная система выплат с учетом инфляции.

 

– А хватит ли средств на компенсации?

 

– Если на регион возлагается обязанность устанавливать и реализовывать льготы, то для дотационных территорий обязательно должны предусматриваться соответствующие средства. А если опять это не будут учитывать, то, естественно, население проиграет. При правильном подходе большая категория людей, которая сейчас ничего не получает, останется в выигрыше, а другая, которая пользуется льготами без учета, – нет. Поэтому в принципиальном плане я за монетаризацию. Но все зависит от того, в каком виде этот закон в итоге выйдет. Мне довелось быть депутатом ГД, когда меняли льготы у военнослужащих. Мы пересмотрели закон по части инфляции, и сейчас никто не жалуется, хотя сначала тоже не принимали.

 

– Тем не менее многие эксперты убеждены, что социальная реформа не приближает, а скорее удаляет нас от решения задачи побороть бедность. Почему был выбран именно ваш регион в качестве «полигона» для испытаний новых стратегий?

 

– О необходимости борьбы с бедностью сказал президент. А у нас в области бедных немало. Кто-то должен начинать. Вот мы и решили проявить инициативу и не сидеть сложа руки. Чего ждать?

 

– Но есть ли пути выхода из нищеты? Вы предлагали «перейти от политики латания дыр к политике созидания». Что это значит?

 

– Мы делаем ставку на свои ресурсы. Развивать лесной комплекс, расширять строительную, промышленную базу – заказы получить на оборонку или переориентировать заводы на выпуск гражданской продукции. Экономить, поощрять активность муниципальных образований, развитие бизнеса. Население поднять, чтобы искали пути получения больших доходов и применения своих сил. Федеральный Центр, думаю, подскажет, чем помочь в организации этой работы.

 

– А вообще бизнес в область возвращается? Насколько правдоподобен сценарий, что известный кировский бизнесмен Георгий Брилинг, экс-глава «Азота», вернется из эмиграции работать на благо края?

 

– Нет, нам такие коммерсанты не нужны. Они и то, что еще осталось, бедным сделают. При Брилинге из химкомбината лишь вытягивали доходы, и у предприятия возникли очень большие проблемы. Не случайно было заведено два уголовных дела – вывод активов, увод транспортных средств. А нам нужны хорошие коммерсанты, которые не от нас, а к нам несут.

 

– В области сейчас тяжелое положение с ЖКХ. Кризис неплатежей, идут разговоры об отставке мэра Кирова. Это общие трудности с ЖКХ, существующие по всей стране, или же исключительно неприятности дотационных областей?

 

– Увы, проблема актуальна по всей России. Конечно, к дотационным областям она имеет большее отношение. Ветхое жилье и коммуникации строились государством, а сейчас издержки несем мы. На текущий год в федеральный Центр область немножко якобы опоздала с заявкой. И в бюджете по выделению средств на выселение нас вообще не оказалось, хотя федеральная программа, необходимые данные в Минэкономразвития и Госстрое есть и были. Выясняем, почему не предусмотрели. Ставят условие: если будете выселять, то 50% платите вы, а 50% – мы, иначе ничего не дадим. А у нас в области бюджет с дефицитом свыше 700 миллионов рублей – как можно работать по такой схеме? Понимаю, это должно стимулировать работу региона, но только если есть возможности. А нас оставили один на один со всеми проблемами и говорят: на расселение ветхого жилья вы тоже ничего не получите. Да, мы не можем наскрести ни копейки – но разве в том наша вина? Если мы заявили пять миллионов, нам только пять и дадут, а другие территории получают сотни миллионов! Здесь тоже подход субъективный и неправильный, на мой взгляд. Надо его менять.

 

– В связи с федеративной реформой не получится ли так, что у регионов станет больше обязанностей, чем возможностей?

 

– На Госсовете 1 июня говорилось о том, что нужна сбалансированность, и мы стараемся эту линию проводить. К сожалению, сегодня наблюдается отсутствие сбалансированности между функциями и денежными потоками. Функции опущены вниз, а денежные потоки забирают вверх. И многие регионы, не только дотационные, порой оказываются в трудном положении. Должно быть четкое соответствие – где обязанности, там и ресурсы. Можно все отдать вниз. Ради бога. Мы будем работать, потому что обязанности и так на нас висят, кто бы их куда наверх ни забирал. Ведь если что-то не выполняется, то это перед нами выстраиваются пикеты и митинги.

 

– В стране идет процесс поглощения мелких регионов крупными. Как вы считаете, нужно ли укрупнять территории?

 

– В правовом плане отношения несколько противоречивы. С одной стороны, одна территория входит в другую, с другой стороны – декларируется полная самостоятельность. Как-то это не вяжется. Здесь нужен индивидуальный подход. Если какая-то область готова по географическому, экономическому положению и социальным связям влиться в другую, надо это рассматривать. А чтобы всю Россию укрупнять – не вижу необходимости. Мы сейчас вошли в такую полосу реформ, что надо довести начатое до конца. А если еще и новое административно-территориальное деление по всей стране устроим, то будем отброшены назад в реализации всех начатых идей.

 

– Не боитесь, что Кировскую область ждет такая же участь? Например, слияние с Нижегородской?

 

– Неприятности надо переживать по мере их поступления. Думаю, в ближайшие год-два нас это объединение не постигнет, а дальше посмотрим. Если бы мы что-то определяли, можно было бы готовиться. А сейчас нет реального проекта. Есть предложения – одни, другие. Если эта проблема и встанет, то в будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
778
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
922
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
608
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
629

Другие новости