Уголовное дело о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве, получившее название «крабовое дело», вышло на новый, и опять скандальный, виток.
На днях депутат Государственной Думы Виктор Илюхин, свой среди силовых ведомств, направил в Генеральную прокуратуру и ФСБ РФ запрос, касающийся злоупотреблений служебным положением и мошенничества в структурных подразделениях правительства.
Напомним, в прошлом году правоохранительные органы произвели выемку документов в аппарате тогдашнего премьер-министра правительства Михаила Касьянова. Премьера тогда едва не привлекли к суду за подписанное им распоряжение об увеличении квот на вылов краба и моллюска в научных целях. Крабовое дело было возбуждено еще в ноябре 2002 года. Его выделили в отдельное производство из дела об убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Получателем квот должен был стать один из НИИ рыбного хозяйства Магадана. Однако деньги за выловленных крабов осели на счетах рыболовецких компаний, близких к покойному губернатору и чиновникам Госкомрыболовства. Нанесенный государству ущерб следователи оценивали примерно в 6 миллионов долларов. Поводом для первого расследования послужило обращение в органы депутата Госдумы Бориса Резника. Теперь эстафету подхватил депутат Илюхин. После того как в начале июня этого года были арестованы председатель ликвидационной комиссии Госкомрыболовства Александр Тугушев и несколько его сотрудников. (Ликвидация производится в связи с реорганизацией правительства.) Однако арест Тугушева едва ли станет последней акцией правоохранительных структур в отношении бывших и нынешних руководителей рыбной отрасли.
Симптоматично, что новый депутатский запрос появился в разгар кратких каникул, которые депутаты учинили себе в середине июня. Это означает, по-видимому, что адресаты запроса ждали появления текста за подписью Илюхина с плохо скрываемым нетерпением. Известный депутат обеспокоен тем, что «правоохранительная система не предпринимает активных действий по предотвращению ущерба, нанесенного государственным интересам». Возможно, сама правоохранительная система нуждается в формальных поводах для активизации своих усилий. Таких, например, как депутатский запрос.
В своем запросе Виктор Илюхин ссылается на ряд депутатских запросов, имевших место еще в марте 2004 года. В то время 8 народных избранников – представители 4 думских фракций – сообщили в ФСБ и Генпрокуратуру, что бывший и.о. председателя Госкомрыболовства РФ Владимир Бурков создал в отрасли систему аккумулирования финансовых средств для так называемого «фонда поддержки М.М. Касьянова» как потенциального кандидата на пост президента РФ. «Несмотря на возбуждение уголовного дела и арест Тугушева, одного из приближенных Буркова, сам бывший и.о. главы Госкомрыболовства по-прежнему находится вне поле зрения правоохранительных органов и продолжает свою сомнительную деятельность», – говорилось в депутатском запросе.
По сведениям депутата, Владимир Бурков осуществляет оперативное руководство создаваемым сейчас Федеральным агентством РФ по рыболовству. В частности, Илюхин просит силовые структуры обратить внимание на то, что уже 2 апреля 2004 года, когда Госкомрыболовство формально перестал существовать, по инициативе Владимира Буркова одним из руководителей крупнейшего предприятия отрасли – Архангельской базы тралового флота – был назначен человек, замеченный в связях с «братками». Другой сподвижник Буркова получил от него полномочия по отбору судов для проведения научно-исследовательских работ. Параллельно Бурков уволил сотрудников, занимавшихся проверкой рыболовецких колхозов «Поной» и «Антарес», которые с 2003 года подозреваются в незаконном вылове камчатского краба (свыше 100 000 экз.).
Примечательно, что ключевые назначения в Федеральном агентстве РФ по рыболовству, пришедшем на смену ликвидированному Госкомитету, до сих пор не состоялись. По всей видимости, глава агентства Станислав Ильясов ждет, чем закончатся действия правоохранителей и составит ли Владимир Бурков компанию Александру Тугушеву в стенах комфортабельного элитного СИЗО. Думать, что Владимир Бурков в ужасе сдастся без боя, было бы наивно. Не случайно в депутатском запросе черным по белому написано: «Особую тревогу вызывает факт активного публичного распространения Бурковым В.И. сомнительных сведений о том, что все его действия якобы санкционированы администрацией президента».