0
1220
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.06.2004 00:00:00

В российском вопросе у ЕС нет единого подхода

Тэги: ес, грант, визы, сотрудничество


– Москва до сих пор предпочитала иметь дело с правительствами ведущих стран ЕС, не с бюрократией. Но все-таки кто отвечает за политику союза в отношении России?

 

– Это очень важный вопрос, но людям, живущим за пределами ЕС, очень трудно его понять. Особенно тогда, когда речь идет о внешней политике. Ее разработкой занимаются разные инстанции и правительства. Но в сфере экономики, там, где речь идет о торговле, поставке энергии, интеллектуальной собственности, рынках, самые важные полномочия сосредоточены в руках Европейской комиссии. И русским нужно научиться взаимодействовать с комиссией. Это нелегко. Действительно, Москва предпочитает обращаться напрямую, скажем, к Герхарду Шрёдеру или Тони Блэру и договариваться о решении какого-то вопроса. Но в таких делах, как вступление России в ВТО, комиссар ЕС по внешним сношениям Паскаль Лами обладает самой большой властью. Что касается внешней политики, то государства-члены располагают сильными полномочиями, а люди в Брюсселе, как Хавьер Солана, ответственный за внешнюю политику ЕС, имеют некоторые полномочия, но эти полномочия распределены между государствами и бюрократией.

Я бы рекомендовал русским говорить со всеми. Нужно говорить с комиссией, с Советом министров, в котором заседает Солана, и с государствами. Именно так поступают американцы.

 

– Можно ли говорить об общей внешней политике ЕС?

 

– В России да и других странах считают, что внешняя политика ЕС – это химера. Посмотрите на Ирак: британцы и итальянцы на одной стороне, французы и немцы – на другой. На самом деле картина не одноцветна. В одних аспектах, таких, как иракский, нет общей внешней политики, в других она существует. Например, по Ирану проводится политика конструктивного, или обусловленного, взаимодействия. ЕС говорит: мы предоставим вам соглашение о торговле с ЕС, если вы будете соблюдать правила МАГАТЭ, касающиеся ядерных объектов, если вы улучшите положение с соблюдением прав человека. Политика США совершенно иная. Они требуют ввести санкции против Ирана. А ЕС в лице Франции, Германии и Британии проводит свой курс. Это наглядный пример общей внешней политики союза.

Но в русском вопросе у ЕС пока нет единого подхода. Большие государства – Франция, Германия, Британия, Италия проводят свою собственную политику в отношении России. Ширак, Шрёдер, Блэр, Берлускони хотят иметь особые отношения с Путиным. Они избегают критиковать Путина по проблеме нарушений прав человека, Чечни, так как не желают, чтобы кто-то из европейских лидеров установил более тесные связи с Путиным. А Путин ведет очень умную игру, используя близость с одним европейским лидером против другого. Такая ситуация сохраняется, несмотря на то что все европейцы заинтересованы в том, чтобы Россия обладала сильной экономикой, демократической системой, имела мирные границы.

 

– Настанет ли время, когда россияне будут путешествовать в Европу без виз?

 

– Когда я отправляюсь в отпуск с моей русской подругой, ей бывает трудно получить шенгенскую визу. Мне кажется, что ситуация будет улучшаться. ЕС может сделать очень многое для облегчения процедур выдачи шенгенских виз, даже не отменяя самих виз. Русские могли бы их получать, не стоя в очередях, причем за меньшую плату. Нужно увеличить число городов в России, где выдаются шенгенские визы. Но не все у вас знают, что сложности создает и российская сторона. Я организую конференции в России. И одной из моих сотрудниц дважды без всяких объяснений было отказано в российской визе. Русские чиновники, зная, что ЕС создает трудности с визами, поступают аналогичным образом, чтобы преподать ему урок.

Россия могла бы снять конфликтную ситуацию, если бы пошла на подписание соглашений о реадмиссии. Имеется в виду, что если какое-то лицо незаконно въехало на территорию ЕС из России, то ваша страна должна будет принять его обратно. Россия пока этого не обещала. Согласие России оказало бы огромное воздействие на ЕС, позволило бы ему либерализовать визовые правила. Впрочем, союз уже движется в правильном направлении. Немцы, французы и итальянцы решили облегчить процедуру для некоторых категорий граждан, особенно для студентов, и бизнесменов, которые ездят часто. Я думаю, что другие страны тоже сделают такие шаги.

 

– Обратимся к положению русскоязычного населения в Балтии. Представители ЕС утверждают, что оно отвечает европейским нормам. Но в России многие убеждены, что это не так.

 

– Я недавно был в Эстонии и беседовал там с русскими. ЕС оказала сильное давление на Латвию и Эстонию с тем, чтобы они изменили правила, облегчив русским возможность стать гражданами. Но русские считают, что перемены не идут достаточно далеко. С моей точки зрения, положение не удовлетворительно. Ведь внутри Европейского союза есть общины, которые не имеют гражданства, не имеют своего государства. Я думаю, что ЕС должен более активно побуждать правительство Латвии хорошо обращаться с русским меньшинством. Но нужно учесть, что проблема касается гражданства и права участвовать в выборах, то есть политических прав. А что касается быта, то русские не подвергаются сильным притеснениям.

 

– В повестке дня прием Турции в ЕС. А Россия даже не рассматривается как кандидат на вступление. Кто тут виноват – ЕС или Россия?

 

– Во-первых, Турция хочет вступить в ЕС. Она пытается добиться этого с 60-х годов. А Россия не хочет вступать. В России есть люди, которые призывают присоединиться к союзу. Но правительство не хочет этого делать и не подавало заявку. Во-вторых, есть два условия для того, чтобы стать членом Евросоюза. Вы должны быть европейской страной, а также должны отвечать так называемым копенгагенским критериям. Имеется в виду, как работает ваша экономика, насколько демократична политическая система, уважаются ли права человека. Так что Россия и Турция теоретически могли бы вступить.

Но Турция прилагает очень большие усилия, она приняла массу законов, изменила Конституцию только ради того, чтобы ЕС был доволен. Например, была отменена смертная казнь, радио начало транслировать передачи на курдском языке. Этого требовал ЕС. Далее, Брюссель сказал, что военные не должны играть такую большую роль в общественной жизни. В результате был понижен статус национального совета безопасности. Иными словами, турки прыгают через препятствия с энтузиазмом. Там есть национальный консенсус по этой теме. В России такого консенсуса нет, она не проводит реформ, чтобы отвечать критериям Евросоюза.

 

– Почему правящие партии в самых крупных западноевропейских странах теряют популярность и все чаще проигрывают выборы?

 

– Это естественная тенденция европейских демократий. Людям надоедает, когда какая-то группа, будь она левоцентристская или правоцентристская, длительное время остается у власти. Избиратели хотят смены лиц. И кроме того, возникают скандалы, репутация политиков становится подмоченной. Например, у нас в Британии лейбористы правят семь лет. Избиратели сыты ими по горло. Министры выглядят уставшими, Тони Блэр совершил ошибку в Ираке, он вовлек страну в войну, которой народ не хотел. Во Франции, Германии, Италии руководители тоже не популярны, хотя в каждом случае причина – своя. Причем вопрос не в том, правое это правительство или левое. Просто люди хотят перемен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
481
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
439
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1994
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2295

Другие новости