Агентство экономических новостей по заказу и с участием «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом «цивилизованном лоббировании», не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам апреля текущего года. 63 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – ИД «КоммерсантЪ», А.Кондратьев – ИД «КоммерсантЪ», Б.Леонов – «Труд», Ш.Муладжанов – «Московская правда», С.Туранов – Агентство экономических новостей, Ю.Якутин – «Экономика и жизнь», и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, В.Никонов – фонд «Политика», Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие «лоббист» в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы – корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер групп интересов. Можно отметить, что существует также отличное от общепринятого узкопрофессиональное употребление термина «лоббист», принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем «весовым категориям». Первая – это первые лица коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая – это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали «лоббисты-профессионалы». В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.), а также крупных чиновников, прежде всего министров, работа которых связана с лоббированием определенных интересов. Так, министр сельского хозяйства по определению обязан отстаивать интересы аграриев, иначе он будет плохим министром. В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки «цивилизованного лоббирования». Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые «всеядные» руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В апреле рейтинговые позиции упрочили представители администрации президента. На втором месте в номинации профессионалов укрепился заместитель главы администрации Владислав Сурков. Согласно новому распределению обязанностей его полномочия заметно расширились. Так, он получил право распоряжаться бюджетными средствами в рамках сметы администрации и подписывать гражданско-правовые договоры.
В рейтинговую таблицу той же номинации после некоторого перерыва вернулся Михаил Лесин, которого президент Владимир Путин назначил своим советником. Лесин стабильно присутствовал в топ-25, когда был министром печати, а сейчас его вес определяется тем, что в новой должности экс-министр будет курировать необычайно широкий спектр направлений СМИ, массовые коммуникации, вопросы информатизации и защиты интеллектуальной собственности и даже развитие туризма и спорта.
Повышение рейтинга еще одного представителя администрации – помощника президента Игоря Шувалова связано с тем, что он небезуспешно лоббирует принятие законов, облегчающих создание рынка доступного жилья. По крайней мере соответствующий пакет законопроектов был одобрен генсоветом «Единой России», имеющей конституционное большинство в Госдуме. Причем в этой работе принимала участие комиссия при генсовете, возглавляемая зампредом палаты Георгием Боосом, что могло стать причиной улучшения и его позиций.
В апреле неудачи преследовали министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Ему не удалось сохранить некоторые преференции для МЭРТа: если до реформирования правительства у Грефа было рекордное количество заместителей – 16, то теперь их стало два, как у остальных министров. К снижению аппаратного веса Грефа могло также привести заявление советника президента Андрея Илларионова о предстоящем выведении Федеральной статистической службы из-под контроля МЭРТа. Рейтинг министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, наоборот, увеличился. Ему удалось убедить премьера Михаила Фрадкова сохранить правительственный статус объединенной комиссии по АПК и рыболовству, которой министр продолжает руководить. Успех Гордеева тем более весом, что из 220 правительственных комиссий 206 было упразднено.
Также улучшились позиции Евгения Примакова, возглавляющего Торгово-промышленную палату. В его актив можно отнести то, что комитет Госдумы по собственности одобрил законопроект, наделяющий ТПП полномочиями по регистрации предприятий и саморегулируемых организаций. Правда, многие депутаты считают эти полномочия чрезмерными и полагают, что ко второму чтению они будут урезаны. Вес ТПП растет, а снижение авторитета РСПП привело к разговорам о его возможном объединении с «Деловой Россией» и «Опорой России». Неочевидно, что оно состоится, но координационный совет этих организаций будет создан. Судя по всему, его возглавит председатель наблюдательного совета ИГ «Ренессанс Капитал» Александр Шохин, заметно улучшивший свои позиции в рейтинговой таблице.
В региональной номинации рейтинг губернатора Тюменской области Сергея Собянина продемонстрировал положительную динамику. Ему удалось договориться с «Роснефтью» о создании центра прибыли в Тюмени, что, по оценкам экспертов, может приносить бюджету области полтора миллиарда рублей. Ухудшились позиции губернаторов Свердловской и Саратовской областей – соответственно Эдуарда Росселя и Дмитрия Аяцкова. Россель недавно отказался от долго лоббируемой им идеи объединения нескольких соседних областей и создания Уральской республики. Аяцков потерял очки в результате ослабления своих позиций в региональном политсовете «Единой России».
Увеличение рейтинга Владимира Рашевского в номинации первых лиц можно связать с тем, что он возглавил компанию СУЭК, которая владеет крупными угольными активами и пакетами акций ряда электростанций. С учетом его веса в бизнес-сообществе, в том числе связей, наработанных на посту руководителя МДМ-банка, Рашевский становится одним из ведущих лоббистов угольной и энергетической отраслей.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В апреле 2004 г. | В марте 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,12 | 4,15 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,05 | 4,07 |
3-4 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 4,03 | 3,97 |
3-4 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,03 | 4,05 |
Сильная эффективность | |||
5 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 3,94 | 3,97 |
6 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,85 | 3,80 |
7 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,81 | 3,85 |
8-9 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,75 | 3,77 |
8-9 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,75 | 3,70 |
10-11 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,68 | 3,70 |
10-11 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,68 | 3,68 |
12 | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 3,66 | 3,52 |
13 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК■) | 3,64 | 3,65 |
14 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк, Фонд содействия развитию регионов) | 3,52 | 3,50 |
15 | Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) | 3,42 | 3,40 |
16-17 | Бендукидзе К.А. (⌠Объединенные машиностроительные заводы■) | 3,40 | 3,44 |
16-17 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,40 | 3,42 |
18 | Гуцериев М.С. (⌠Руснефть■) | 3,38 | 3,37 |
Средняя эффективность | |||
19 | Рашевский В.В. (⌠СУЭК■) | 2,97 | 2,53 |
20 | Фадеев Г.М. (⌠Российские железные дороги■) | 2,83 | 2,48 |
21 | Каданников В.В. (⌠АвтоВАЗ■) | 2,70 | 2,75 |
22 | Коган В.И. (банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 2,43 | 2,48 |
23-24 | Усманов А.Б. (⌠Газпроминвестхолдинг■) | 2,40 | 2,41 |
23-24 | Мордашов А.А (⌠Северсталь■) | 2,40 | 2,43 |
25 | Бородин А.Ф. (Банк Москвы) | 2,35 | 2,38 |
Средний рейтинг |
3,41 | 3,38 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В апреле 2004 г. | В марте 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1-2 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,30 | 4,28 |
1-2 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,30 | 4,23 |
3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,18 | 4,20 |
4 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,10 | 4,12 |
5 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,03 | 4,07 |
Сильная эффективность | |||
6 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия – Алания) | 3,95 | 3,90 |
7 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,90 | 3,93 |
8-9 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,61 | 3,54 |
8-9 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,61 | 3,87 |
10 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,58 | 3,54 |
11 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,18 | 3,20 |
12 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,15 | 3,53 |
Средняя эффективность | |||
13 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,93 | 2,81 |
14 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,70 | 2,68 |
15-16 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,53 | 2,43 |
15-16 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,53 | 2,79 |
17 | Строев Е.С. (Орловская область) | 2,51 | 2,70 |
18-19 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,48 | 2,70 |
18-19 | Собянин С.С. (Тюменская область) | 2,48 | 2,20 |
20 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,35 | 2,37 |
21 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,31 | 2,37 |
22 | Зязиков М.М. (Республика Ингушетия) | 2,28 | 2,17 |
23 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 2,16 | 2,23 |
24-25 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,14 | 2,17 |
24-25 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,14 | 2,20 |
Средний рейтинг |
3,10 | 3,13 |
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В апреле 2004 г. | В марте 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Козак Д.Н. (аппарат правительства РФ) | 4,72 | 4,65 |
2 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,69 | 4,62 |
3 | Кудрин А.Л. (Министерство финансов) | 4,62 | 4,59 |
4 | Шувалов И.И. (помощник президента) | 4,07 | 3,92 |
5 | Греф Г.О. (Министерство экономического развития и торговли) | 4,05 | 4,37 |
Сильная эффективность | |||
6 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,97 | 3,90 |
7 | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,95 | 3,88 |
8 | Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) | 3,90 | 3,82 |
9 | Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) | 3,82 | 3,88 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,75 | 3,73 |
11 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,71 | 3,65 |
12 | Зурабов М.Ю. (Министерство здравоохранения и социального развития) | 3,59 | 3,65 |
13 | Лесин М.Ю. (советник президента) | 3,51 | - |
14 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,47 | 3,45 |
15 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,32 | 3,28 |
16 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,23 | 3,20 |
17 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Ассоциация производителей удобрений) | 3,21 | 3,19 |
18 | Шохин А.Н. (⌠Ренессанс Капитал■) | 3,15 | 2,38 |
19 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,13 | 3,10 |
20 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,11 | 3,17 |
21 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 3,08 | 3,13 |
Средняя эффективность | |||
22 | Кулик Г.В. (депутат Госдумы ) | 2,87 | 2,73 |
23 | Боос Г.В. (депутат Госдумы) | 2,84 | 2,37 |
24 | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,50 | 2,54 |
25 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,48 | 2,52 |
Средний рейтинг |
3,55 | 3,48 |
Агентство экономических новостей, 2004