Наталья Душкина – архитектор и внучка архитектора.Такой мы станцию «Маяковская» можем уже не увидеть.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Обрушение купола «Трансвааля», пожар в Арбитражном суде, гибель Манежа – эти и другие происшествия последнего времени заставили задуматься как простых москвичей, так и специалистов. Безопасны ли здания, в которых мы живем и работаем? Почему страшно ездить в метро? Не подвергаем ли мы опасности свою жизнь и жизнь близких, посещая стадионы и концертные площадки?
Истинных профессионалов эти вопросы волновали всегда. Недавно архитектурная Москва отметила столетие великого советского зодчего Алексея Душкина, автора проектов станций метро «Маяковская», «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Новослободская» и «Автозаводская», магазина «Детский мир» и высотного здание у Красных ворот. Идея монумента Юрию Гагарину на Ленинском проспекте тоже принадлежит ему. Корреспонденты «НГ» беседуют с внучкой мастера – профессором МАРХИ Натальей Душкиной.
═
– Наталья Олеговна, автор проекта купола злополучного «Трансвааля» Нодар Канчели, объявленный виновником трагедии, сказал: «В век терроризма надо строить по-другому». Как – по-другому?
═
– Архитектура должна быть в сфере национальной безопасности. Крепости мы строить не можем, но должны учитывать буквально все. Насколько я знаю, весь мир будет пересматривать строительные нормы. Первое, о чем думают при возведении Международного торгового центра в Нью-Йорке на месте двух рухнувших башен, – как построить безопасное высотное сооружение. Здания должны отразить внезапное внешнее воздействие и спасти людей, которые находятся внутри. У нас тоже начали вести такие разработки.
═
– В архитектурных кругах защищают Канчели...
═
– Я не взялась бы комментировать историю с «Трансваалем», поскольку она мне кажется по всем параметрам мистической. Совершенно очевидно, что всей правды, связанной с этой ужасной историей, не будет сказано никогда. Самое печальное, что отсутствуют объективный анализ ситуации и выяснение истинных причин. Зная реноме автора, могу сказать – лучшего конструктора в России сейчас нет. Странно, что сооружение, построенное совсем недавно, не было рассчитано на возможное внешнее воздействие неконструктивного характера.
═
– Ваш дед – один из тех, кто создал московское метро таким, какое оно есть. Но до последнего времени его имя было известно только в профессиональных кругах...
═
– Это не совсем так. Все осуществленные работы Душкина широко известны публике. Но об архитекторах у нас вообще редко говорят.
Работая в метро, Алексей Николаевич имел форму секретности. Помимо этого в годы войны он занимался в Москве проектированием фортификационных сооружений высшей оборонной категории. Не знаю, был ли Душкин знаком лично со Сталиным, в семье об этом никогда не говорили. Но из его воспоминаний ясно: он видел Сталина на открытии станции «Площадь Революции». Тогда вождь ходил вокруг скульптур и с характерным акцентом говорил: «Как живые, как живые». Имя Душкина вошло в историю архитектуры XX века именно благодаря его работам в московском метро. Он пришел в метро в 1934 году, когда начиналась работа над проектом станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская». – «НГ»). И до 1967 года не уходил из этой области, где, по сути, стал главным архитектором и возглавил работу института «Метрогипротранс».
═
– В чем значение душкинских станций для архитектурной науки?
═
– Дед создал пять станций, и четыре из них – абсолютные жемчужины. Уникальное место занимает «Маяковская»: это станция глубокого заложения, но построенная на колонной основе. Душкин уделял особое внимание свету как основному конструктивному компоненту. Он вводит так называемую систему перископов: выдалбливает купола, пробивает земную толщу окнами в небо. Первым мозаичным изображением, которое он нарисовал для «Маяковской», был знаменитый стратостат, запущенный в 1934 году. Тема авиации на этой станции – не просто дань небу, простору. На плафонах изображены бомбардировщики, показана мощь русской военной авиации. Это был наш ответ «Мессершмитту» накануне войны.
═
– После февральского теракта на «Автозаводской», тоже построенной вашим дедом, разговоров о безопасности стареющего московского метро становится все больше. А что с «Маяковской»?
═
– Из всех станций «Маяковская», пожалуй, находится в самом бедственном состоянии. Она течет, там нарушена система гидроизоляции. Из 73 пролетов только 23 остаются сухими. Стальные ленты прогнили изнутри. Я не буду утверждать, что станция опасна для пассажиров, но специалисты говорят, что она находится в аварийном состоянии.
═
– Если станции так плохо, зачем начались работы по пробивке второго выхода?
═
– Новый эскалаторный ход совершенно необязателен. Работы ведутся на средства частного инвестора, за это он получает землю на поверхности. Самое опасное – это зона плывунов. Работы ведутся методом заморозки, с большими предосторожностями, буквально на цыпочках. Спасти станцию можно только методом ее осушения. Это означает, что необходимо провести чрезвычайно дорогостоящие мероприятия по созданию дублирующих систем отвода грунтовых вод.
═
– В Москве сейчас строится кольцо современных небоскребов. Не потеряются ли знаменитые сталинские высотки?
═
– Подписанное Сталиным постановление о строительстве высотных зданий в Москве появилось в 1947 году. Главная тема проекта – триумф, победа СССР над фашизмом. С другой стороны, сталинская эпоха оказалась разрушительной для русского архитектурного наследия. В 20–30-х годах были уничтожены важнейшие исторические вертикальные доминанты Москвы, например, Сухарева башня. Высотные дома вызвал к жизни политический заказ на восстановление символики русского города. И сталинские высотки держат весь «остов» Москвы. Сейчас их судьба трудно предсказуема: в архитектурных кругах есть планы создания серии небоскребов вдоль третьего кольца и в центре города. Живая картинка – новый небоскреб на Павелецкой, который разбивает сохранившиеся панорамы. Качество архитектурных сооружений, которые созданы за последние десятилетия, за редчайшим исключением, заметно уступает тем постройкам, которые связаны с понятием сталинской архитектуры 30–50-х годов.
═
– Расскажите о «Детском мире», который хотят снести.
═
– «Детский мир» – последняя работа Душкина в «большой архитектуре». Вначале предполагалась реконструкция пассажа, который стоял на этом месте. Грунты там чрезвычайно тяжелые – плывуны. Тогда предложили снести старый пассаж и построить «Детский мир». Архитектурный проект был разработан в 1954 году, в 1957 году сдали в эксплуатацию. Это был настоящий европейский магазин, не имевший в стране аналогов. Первый супермаркет с использованием новаторских приемов: крупное остекление, мощный арочный ход, алюминиевые витражи, второй свет. Теперь «Детский мир» находится в частных руках, и хозяину малоинтересны сантименты по поводу здания. Я знакома с проектом его реконструкции. Сейчас этим словом в Москве обозначаются все разрушительные проекты. Предполагается полное выдалбливание всего внутреннего пространства с уничтожением центрального зала, который является символом «Детского мира». Мы все в детстве прошли через этот зал, с его коллекцией кукол, машинок...
═
– Что появится на месте «Детского мира»?
═
– Будет использован типичный американский прием – выбивание округлой воронки на все семь этажей. Это идея, многократно повторенная во всем мире, тогда как центральное ядро «Детского мира» имеет ценность. Очень важна его градостроительная роль. Но все проекты реставрации и научной реконструкции намного дороже, чем отработанный в Москве метод разрушения и возведения новоделов. Россия в связи с этим опять «прославилась» на весь мир. Исторический центр Москвы оказался под угрозой уничтожения.