Агентство экономических новостей по заказу и с участием «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом «цивилизованном лоббировании», не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам марта текущего года. 63 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – ИД «КоммерсантЪ», А.Ефимов – «Независимая газета», А.Кондратьев – ИД «КоммерсантЪ», Б.Леонов – «Труд», Ш.Муладжанов – «Московская правда», С.Туранов – Агентство экономических новостей, Ю.Якутин – «Экономика и жизнь» и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие «лоббист» в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы – корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер «групп интересов». Можно отметить, что существует также отличное от общепринятого узкопрофессиональное употребление термина «лоббист», принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем «весовым категориям». Первая – это «первые лица» коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая – это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали «лоббисты-профессионалы». В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.), а также крупных чиновников, прежде всего министров, работа которых связана с лоббированием определенных интересов. Так, министр сельского хозяйства по определению обязан отстаивать интересы аграриев, иначе он будет плохим министром. В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки «цивилизованного лоббирования». Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые «всеядные» руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
На мартовский рейтинг не могли не оказать влияния новые назначения и распределения обязанностей в правительстве, показавшие реальный «вес» многих номинантов. Наибольшего успеха добился, пожалуй, Дмитрий Козак, который, перейдя из администрации президента в кабинет министров, впервые занял лидирующую позицию в рейтинговой таблице. И это логично. Ведь именно Козак, являющийся доверенным лицом Владимира Путина в правительстве, считается главным идеологом реорганизации кабинета. А возглавив межведомственную комиссию по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, он будет контролировать доведение до конца административной реформы.
Интересно, что некоторые бывшие вице-премьеры сохранили или упрочили свои рейтинговые позиции, несмотря на то что стали «простыми» министрами. Потеряв в статусе, на самом деле они приумножили свои полномочия. Так, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев кроме аграрного сектора стал курировать и рыболовство. Министр экономического развития и торговли Герман Греф в дополнение к прежним обязанностям теперь контролирует недавно созданную Федеральную службу по тарифам. Он также неявным образом распространил свое влияние на Министерство природных ресурсов, пролоббировав назначение на пост его руководителя бывшего губернатора Пермской области Юрия Трутнева. Кроме того, Греф поделил руководство таможенной службой с министром финансов Алексеем Кудриным. Причем Минфин будет контролировать таможенные финансовые потоки, что можно расценить как серьезный аппаратный успех Кудрина.
«Правительственный старожил» Виктор Христенко стал министром промышленности и энергетики и будет «рулить» практически всем реальным сектором. Ранее его в большой степени курировал бывший вице-премьер Борис Алешин, возглавивший в новом кабинете всего лишь Федеральное агентство по промышленности. В результате он потерял в служебной иерархии, по разным оценкам, две-три ступени и стал «лидером понижения» рейтинга. А ведь Алешина некоторые аналитики называли одним из претендентов на премьерское кресло.
Владиславу Суркову, наоборот, прочили отставку, а он, став одним из двух заместителей главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева, заметно увеличил свой аппаратный вес и занял второе место в номинации «профессионалов».
В этой же номинации возрос рейтинг главы Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля. Он пролоббировал принятие Госдумой благоприятной для страхового сообщества поправки, разрешающей совмещать до конца 2004 года операции по перестрахованию и страхованию жизни.
В региональной номинации бессменный лидер Юрий Лужков опустился на одну позицию. На мнение экспертов могли повлиять слухи о возможной отставке московского мэра, причем некоторые СМИ даже подробно описали варианты его мягкого смещения. Впрочем, Лужкова «отправляют в отставку» уже не в первый раз. Освободившуюся первую строчку заняла губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Динамика рейтинга некоторых губернаторов коррелирует с итогами прошедших в марте президентских выборов. Он вырос у тех, кто обеспечил высокий процент явки и голосования за Путина, и уменьшился у региональных лидеров, которые не использовали для этого свой «административный ресурс». Ведь губернаторы, на деле продемонстрировавшие лояльность действующей власти, могут рассчитывать на ее благосклонность при лоббировании выгодных для регионов проектов. По этой причине ухудшились позиции Александра Хлопонина (Красноярский край) и Бориса Говорина (Иркутская область), улучшились у Валерия Кокова (Кабардино-Балкария), Мурата Зязикова (Ингушетия), Ахмада Кадырова (Чечня). Последний также «набрал очки», пролоббировав назначение на пост премьера-министра республики Сергея Абрамова.
Возвращение председателя правления МДМ-банка Владимира Рашевского в топ-25 номинации «первых лиц» можно связать с тем, что его лоббистские усилия по выводу крупного предприятия «оборонки» на фондовый рынок увенчались успехом. Публичное размещение акций корпорации «Иркут», производящей лучшие на сегодня в мире истребители, имело большой резонанс не только в бизнес-сфере, но и на политической арене, получив поддержку в правительстве.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В марте 2004 г. | В феврале 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,15 | 4,12 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,07 | 4,10 |
3 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,05 | 4,05 |
Сильная эффективность | |||
4-5 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа групп■) | 3,97 | 3,85 |
4-5 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 3,97 | 4,05 |
6 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,85 | 3,80 |
7 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,80 | 3,83 |
8 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,77 | 3,74 |
9-10 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,70 | 3,69 |
9-10 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,70 | 3,66 |
11 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,68 | 3,67 |
12 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК■) | 3,65 | 3,64 |
13 | Богданчиков С.М. (Роснефть) | 3,52 | 3,38 |
14 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк, Фонд содействия развитию регионов) | 3,50 | 3,53 |
15 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 3,44 | 3,66 |
16 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,42 | 3,50 |
17 | Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) | 3,40 | 2,52 |
18 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■) | 3,37 | 3,35 |
Средняя эффективность | |||
19 | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,75 | 2,67 |
20 | Рашевский В.В. (МДМ-банк) | 2,53 | 2,43 |
21-22 | Фадеев Г.М. (⌠Российские железные дороги■) | 2,48 | 2,50 |
21-22 | Коган В.И. (банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 2,48 | 2,52 |
23 | Мордашов А.А (⌠Северсталь■) | 2,43 | 2,45 |
24 | Усманов А.Б. (⌠Газпроминвестхолдинг■) | 2,41 | 2,45 |
25 | Бородин А.Ф. (Банк Москвы) | 2,38 | 2,36 |
Средний рейтинг |
3,38 | 3,40 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В марте2004 г. | В феврале 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,28 | 4,23 |
2 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,23 | 4,38 |
3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,20 | 4,20 |
4 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,12 | 4,14 |
5 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,07 | 4,08 |
Сильная эффективность | |||
6 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,93 | 3,87 |
7 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия – Алания) | 3,90 | 3,87 |
8 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,87 | 3,94 |
9-10 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,54 | 3,53 |
9-10 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,54 | 3,33 |
11 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,53 | 3,85 |
12 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,20 | 3,23 |
Средняя эффективность | |||
13 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,81 | 2,62 |
14 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 2,79 | 3,11 |
15-16 | Строев Е.С. (Орловская область) | 2,70 | 3,11 |
15-16 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,70 | 2,73 |
17 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,68 | 2,62 |
18 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,43 | 2,28 |
19-20 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,37 | 2,40 |
19-20 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,37 | 2,28 |
21 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 2,23 | 2,28 |
22-23 | Собянин С.С. (Тюменская область) | 2,20 | 2,17 |
22-23 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,20 | 2,10 |
24-25 | Зязиков М.М. (Республика Ингушетия) | 2,17 | 2,06 |
24-25 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,17 | 2,19 |
Средний рейтинг |
3,13 | 3,14 |
═
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В марте 2004 г. | В феврале 2004 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Козак Д.Н. (аппарат правительства РФ) | 4,65 | 4,34 |
2 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,62 | 4,37 |
3 | Кудрин А.Л. (Министерство финансов) | 4,59 | 4,55 |
4 | Греф Г.О. (Министерство экономического развития и торговли) | 4,37 | 4,28 |
Сильная эффективность | |||
5 | Шувалов И.И. (администрация президента) | 3,92 | 3,95 |
6 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,90 | 3,93 |
7-8 | Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) | 3,88 | 3,82 |
7-8 | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,88 | 3,90 |
9 | Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) | 3,82 | 3,70 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,73 | 3,70 |
11-12 | Зурабов М.Ю. (Министерство здравоохранения и социального развития) | 3,65 | 3,78 |
11-12 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,65 | 3,65 |
13 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,45 | 3,42 |
14 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,28 | 3,24 |
15-16 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,20 | 3,51 |
15-16 | Алешин Б.С. (Федеральное агентство по промышленности) | 3,20 | 3,65 |
17 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Ассоциация производителей удобрений) | 3,19 | 3,17 |
18 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,17 | 3,22 |
19 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 3,13 | 3,15 |
20 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,10 | 3,12 |
Средняя эффективность | |||
21 | Кулик Г.В. (депутат Госдумы ) | 2,73 | 2,87 |
22 | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,54 | 2,47 |
23 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,52 | 2,84 |
24 | Драганов В.Г. (депутат Госдумы, фонд ⌠Таможенная политика■) | 2,50 | 2,51 |
25 | Юргенс И.Ю. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,39 | 2,47 |
Средний рейтинг |
3,48 | 3,46 |
Агентство экономических новостей, 2004