1 мая Польша и Литва официально вступают в Евросоюз. Таким образом, проблема Калининграда становится еще более актуальной. К сожалению, по итогам встреч на высшем уровне (РФ–ЕС) по данному вопросу никакого прорыва не произошло. Комплексный подход отсутствует, в центре внимания частности: сегодня «закрыли» визовую проблему, завтра, может быть, обеспечим транзит грузов, через пять лет приступим к решению проблем экологии, рыболовства и т.д. В этом отношении показательна длительная и бесплодная полемика между российскими чиновниками и их коллегами из ЕС по проблеме грузоперевозок между Калининградом и остальной территорией РФ.
До сих пор не удается достичь единого понимания роли и места области на пути интеграции РФ в единое экономическое европространство, согласовать международные, федеральные и региональные интересы. Отсутствие утвержденных основных направлений федеральной политики по отношению к области свидетельствует о том, что у Москвы нет ясного взгляда на наш регион ни в стратегическом, ни в военно-политическом, ни в экономическом измерении. Это полностью устраивает некоторых евробюрократов, активно имитирующих заботу о миллионе самых западных россиян.
Между тем миссия Калининграда очевидна. Она – в российском присутствии в Европе. И расширение ЕС должно рассматриваться в качестве ресурса развития, а не в качестве барьера. Иначе жителям нашей области не достичь европейского качества жизни.
Расширение ЕС – это и повод для внутренних преобразований. Формула успеха Калининграда может быть основана на органическом сочетании трех составляющих: эффективной власти, конкурентной экономики и демократических свобод.
Эффективная власть
Сегодня в России утверждаются тенденции, ничего общего с демократией не имеющие. Система власти костенеет, внутри- и внешнеполитические решения принимаются кулуарно, чрезмерно зависят от одной личности и ее окружения. Общественно-политические начала деформированы бюрократическими.
Несмотря на это, в регионе следует добиваться сильных и эффективных государственных институтов. Госслужба в регионе должна базироваться на трех принципах: конкурентность, результативность, ответственность. Победа по конкурсу – единственный объективный критерий компетентности госчиновника. Добиваясь максимальной прозрачности, необходимо создавать работающий механизм предупреждения и преодоления конфликта интересов на госслужбе. Соответствующий областной законопроект уже подготовлен и, надеюсь, будет внесен губернатором в областную Думу.
Было бы правильным поддержать усилия губернатора Владимира Егорова, стремящегося выстроить горизонтальные, а не административно-бюрократические отношения с бизнесом. Здесь необходимо партнерство, а не силовое давление. Огосударствление бизнеса, модель государственного корпоративизма – конструкция из прошлого, свойственная нацистским и полунацистским режимам в Европе и Латинской Америке прошлого века. Подобная модель полностью исключает экономическую интеграцию в европейский рынок.
Необходимо верно определить приоритеты власти. Это не только экономический рост. Экономический рост – лишь средство для увеличения возможностей самореализации и благосостояния. Я убежден, что нужен закон об общественном обсуждении законопроектов, который принят областной Думой уже в трех чтениях, но никак не может прорваться через бюрократические препоны, выстроенные фракцией «Единство».
Эффективная власть в регионе невозможна без сильной и самостоятельной областной Думы. На федеральном уровне парламент превратился в филиал правительства и администрации президента. Перенос такого негативного опыта на регион недопустим.
Конкурентная экономика
Главная социально-экономическая задача региональной власти – вырвать западный край России из нищеты и безысходности. При этом предотвращение чрезмерного социально-экономического расслоения, достижение конкурентоспособности экономики гораздо актуальнее, чем удвоение ВВП. Экономическая политика федерального Центра по отношению к нам должна быть направлена на качество роста, а не на его темпы. Только в этом случае областная экономика станет конкурентоспособной, а экспорт в ЕС заменит импорт для РФ.
Применительно к нашему региону требуется новая экономическая модель развития – без этого невозможна интеграция области в ЕС. На смену дискуссиям вокруг ассигнований и преференций должно прийти устойчивое развитие, основанное на дебюрократизации и либерализации региональной экономики.
В качестве приоритета экономической политики следует использовать возможности малого и среднего бизнеса. Мировой опыт свидетельствует: здорова и конкурентна та экономика, где 60–70% ВВП производится на предприятиях малого и среднего бизнеса (у нас – 10–15%). Регион не должен превратиться в патерналистскую богадельню. Необходимо утверждение политики создания реальных шансов работать и зарабатывать.
Очень важно продолжать настаивать на создании международного фонда социально-экономического развития региона, учредителями которого выступили бы на паритетных началах РФ и ЕС.
Демократические свободы
Любое современное государство не может эффективно развиваться, если общество не состоит из свободных граждан, права которых гарантированы самим государством. Государственная власть обязана не только декларировать свободу слова, но и защищать ее. Позиция губернатора Владимира Егорова, который проявляет выдержку, несмотря на жесткую критику со стороны ряда СМИ, внушает уважение. В Европе иначе нельзя. Органы власти нашей области должны обеспечить реальную конкуренцию на медийном рынке.
Вектор развития региона во многом будет зависеть от качества региональной элиты. Этот вектор будет прогрессивным, если сложится союз европейски ориентированной бюрократии, социально ответственного бизнеса, экспертного сообщества, которое может быть интегрировано в европейском контексте, и активного общества, объединенного в гражданские инициативы.
Очень важно создать условия, которые не позволяли бы чиновничеству ограничивать элементы и институты гражданского общества, возникающие снизу. Возможно, это более длительный путь, чем стимулирование гражданского общества извне, но более надежный и результативный, укрепляющий его инфраструктуру. Принятие областного закона об общественном обсуждении законопроектов стало бы шагом на пути к гражданскому обществу. Людям был бы обеспечен механизм обратной связи с избранными депутатами, мэрами и губернатором.
Благодаря таким институтам, как социальное партнерство, социальное государство и политическая демократия, которые распространяются на все сферы жизнедеятельности человека, в странах ЕС создана сбалансированная экономическая и политическая конкуренция. Здесь есть чему поучиться региональной элите. Вместо эксплуатации популистского слогана «отобрать и поделить между бедными», создания могучих по форме и пустых по содержанию структур, инициируемых столицей, решение задачи следует искать в другом направлении: как повлиять на процесс концентрации капитала и сделать так, чтобы его динамизм отвечал общественным потребностям. Наилучшим образом это можно реализовать в условиях демократии, предназначение которой – сделать все общественные процессы, в том числе в области экономики, максимально прозрачными, не нарушая при этом прав отдельной личности.
С 1 мая, когда регион окажется не только политическим, но и экономическим эксклавом, станет ясно, что Калининград – проблема как для РФ, так и для ЕС, решение которой потребует согласованной стратегии, а затем и совместного плана действий. Интеграция западного края России в евроэкономику – не предвыборный лозунг, а обязательное условие роста уровня жизни калининградцев, устойчивого развития региона и российского суверенитета над ним. Ответственность за это должны нести и Калининград, и Москва, и Брюссель. Такой проект, бесспорно, отвечает стратегическим интересам России.
Калининград