Бытует мнение, что президент в избрании своей международной линии совершенно свободен (типа «что хочу, то и ворочу»), хотя при глубоком размышлении часто приходят к противоположной точке зрения – «связан по рукам и ногам». Истина, как всегда, оказывается где-то посередине.
Будущий курс России, безусловно, тесно связан с объективными условиями, расстановкой внутриполитических сил, особенно элитных группировок, логикой и целями прошлых и нынешних деяний властей. Зазор между внутренней и внешней политикой будет, вероятно, уменьшаться, так как центростремительные тенденции у нас усилились, а многие геостратегические проблемы РФ лежат в сфере ее внутреннего развития. «Правильно прочитанный народный мандат» побуждает администрацию к проведению формулы «золотой середины», нащупанной президентом. Она базируется на левоцентристской политике отхода от «олигархического капитализма» и одновременно праволиберальных проектах дальнейшей приватизации и интеграции страны в глобальную экономику.
Сохранение сильного президентства, под прикрытием которого правительство будет осуществлять структурные рыночные реформы, может стать важным международно-политическим ресурсом России при новой легислатуре.
Представляется, что Кремль выстраивает некую систему власти под единую программу. Имея большинство в Думе и команду единомышленников в Белом доме, можно избавиться от «избыточного плюрализма» всех ветвей власти. Приснопамятное «дуть в одну дуду» при «многоподъездности» главного центра принятия решений может показаться неким дежа вю, но все же это – дипломатически эффективно и политически действенно. Упрощение структуры кабинета министров и ликвидация многоконтурности его аппарата при подготовке внешнеполитических решений будут способствовать четкому прохождению идей и предложений, которые замыкаются по-прежнему на первое лицо.
Курс на всемерное сотрудничество, а где удастся – и партнерство, с США и Евросоюзом Россия будет стремиться сочетать, судя по всему, с укреплением своей самостоятельности. В отличие от романтических 90-х годов, доминирующим в Москве стал реалистичный подход, тактика увязок и разрешения спорных вопросов с западными партнерами.
Восстановление многовекторности внешней политики РФ будет носить, очевидно, спокойный и взвешенный характер. Задача Москвы заключается в том, чтобы, опираясь на нынешний уровень многополярности, конструктивно решать свои международные проблемы во взаимоотношениях с ведущими державами вне критической повестки и примитивных силовых конструкций. После 11 сентября 2001 года Россия стала для Запада заслоном от терроризма, исламского экстремизма и распространения ОМП. Ход и масштабы сотрудничества с НАТО будут напрямую зависеть от степени трансформации блока в этих новых условиях.
Ныне политические нужды и перспективные выгоды сближают Россию с США, в то время как холодная любовь Евросоюза побуждает Москву решать проблемы посредством двусторонних отношений с его ведущими членами. В то же время во многих аспектах продолжится стратегическое соперничество с ними.
Назначение Михаила Фрадкова премьер-министром – свидетельство сохранения прозападной ориентации России и интеграционной модели ее развития. Его дипломатический опыт и информированность помогут в налаживании практического сотрудничества и решении спорных вопросов с нашим главным западным торгово-экономическим партнером – ЕС. Естественная зависимость экономических партнеров и взаимная выгода России и ЕС – хорошая база для дальнейшего сближения.
Последние дипломатические усилия Москвы на постсоветском пространстве (визиты президента на Украину и в Казахстан, встречи с новым руководством Грузии) свидетельствуют о настойчивом стремлении Кремля укрепить здесь свои позиции. Это вносит напряженность в отношения РФ с США и ЕС, как, впрочем, и ее попытки помешать длительному политическому и военному присутствию Соединенных Штатов в Средней Азии.
Силовая политика США в зоне Персидского залива выявила относительную ограниченность единственной сверхдержавы. Хотя Россия не препятствует усилиям США по изменению стратегической карты региона, его будущее во многом зависит от единства трансатлантических партнеров. Хотя наладить тесное сотрудничество им крайне сложно: для Соединенных Штатов совместный подход будет означать ограничение «свободы рук» и дележ результатов победы, для ЕС – отказ от собственных перспектив и привязку к Вашингтону. В этих обстоятельствах активная дипломатия Москвы имеет неплохие шансы на успех.
Политический процесс всегда изменчив и непредсказуем. Удастся ли великой России оправдать свое название, зависит от того, как в новейшие времена, опираясь на свои вековые традиции, она использует собственные силы и новые возможности. «Нет, видно, есть в Божьем мире уголки, – утверждал М.Салтыков-Щедрин, – где все времена – переходные».