Яап де Хооп Схеффер: 'Россия и НАТО выстроили партнерство, основанное на общих интересах'.
Фото Reuters
И как генеральный секретарь НАТО, и как председатель Совета Россия–НАТО я рассматриваю развитие длительного и эффективного партнерства между Россией и союзниками по НАТО как один из высших приоритетов моей работы. Причины этого самоочевидны. В сегодняшних условиях безопасности природа стоящих перед нами вызовов фундаментально изменилась. Сотрудничество не является более роскошью. Оно, наоборот, является необходимым для противодействия сегодняшним угрозам, которые не признают национальных границ. Более того, в быстро меняющемся мире Россия и союзники по НАТО являются естественными партнерами. Как часто указывает президент России Владимир Путин, Россия в основе своей европейская страна – культурно, политически и исторически. Она – страна с впечатляющей энергией и потенциалом, со значительными возможностями, опытом и перспективами содействия многостороннему решению проблем безопасности. Страны – члены Совета Россия–НАТО (СРН) разделяют большое – и постоянно растущее – число интересов, от борьбы с терроризмом и распространением ОМУ до более широкой задачи распространения мира, безопасности и экономического процветания во всем Евро-Атлантическом регионе и за его пределами. Также важно, что, несмотря на время от времени возникающие различия по отдельным вопросам, мы разделяем фундаментальную веру в то, что долгосрочная стабильность должна основываться на универсальных ценностях демократии и человеческого достоинства. Гораздо большее нас объединяет, чем разделяет.
К счастью, процесс сближения России и НАТО для того, чтобы выработать общие ответы на общие угрозы, уже идет. Многого удалось достигнуть за удивительно короткое время. Косовский кризис придал российско-натовским отношениям напряженность, вновь выставив наружу те разделы и противоречия, которые едва удалось прикрыть Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года. В этом свете НАТО абсолютно правомерно сконцентрировало свое внимание на развитии настоящего взаимовыгодного партнерства с Россией. А когда озабоченность Москвы переключилась на возникающие угрозы на юге и востоке, президент Путин и высшее руководство России пришли к тому же выводу, что и НАТО, рассматривая альянс во все большей степени в качестве потенциального партнера. После же террористических атак 11 сентября 2001 года пробные шаги к примирению сменились настоящей революцией в наших отношениях. В итоге мне посчастливилось, вступая на пост генерального секретаря, обнаружить здоровые и крепкие отношения между Россией и НАТО.
Совет Россия–НАТО, в котором Россия участвует как полноценный член, разделяющий все те же самые права и обязанности, что и страны-члены альянса, является уникальным и беспрецедентным институтом, является данью важности нашего стратегического партнерства с Россией. Попытки «укрепления доверия» сменились серьезными практическими шагами, нацеленными на эффективную борьбу с внешними угрозами, с которыми одновременно сталкиваются и Россия, и страны-члены НАТО. СРН инициировал конкретные программы в таких разнообразных областях, как противоракетная оборона, планирование при чрезвычайных ситуациях и военная реформа. Союзники по НАТО и Россия стали значительно ближе друг к другу. И это сближение продолжится, так как мы все сталкиваемся с одними и теми же вызовами. Мы признали, что сегодняшние угрозы требуют фундаментальной трансформации наших возможностей и, возможно, еще радикальнее, трансформации нашего стратегического мышления и наших подходов к сотрудничеству. Это понимание должно было прийти уже давным-давно.
Полтора года работы в формате «двадцатки» обеспечили хорошее начало, однако это только начало. В преддверии второй годовщины СРН (28 мая 2004 года. – «НГ») я как его председатель намерен направить его работу по двум важным направлениям. Во-первых, несмотря на достигнутый прогресс, нам все еще предстоит предпринять много усилий для того, чтобы окончательно похоронить последние следы «старой» российско-натовской повестки. Этого можно добиться только лобовой атакой на засевшую в наших головах подозрительность. Прошлой осенью совет заслушал исчерпывающий брифинг по «Белой книге» Министерства обороны России, посвященной перспективам развития российских вооруженных сил. Хотя эта публикация и последовавшая дискуссия характеризовались беспрецедентным уровнем открытости, они также выявили, что мы все еще должны стремиться к тому, чтобы перешагнуть через старые стереотипы. В то время как все больше и больше политических руководителей и аналитиков считают сотрудничество с НАТО необходимым, опросы общественного мнения показывают, что до 60% российских граждан по-прежнему усматривают в НАТО потенциальную угрозу. Для того, чтобы истинное партнерство пустило корни, требуется дальнейшее развитие как доверия, так и общественной поддержки – во всех странах СРН.
Один из моментов непонимания связан с расширением НАТО. Оно, наряду с расширением ЕС, обеспечило рамки, создавшие условия для бурного развития демократических реформ во всей Центральной и Восточной Европе. Это расширение не направлено против интересов России или еще какого-либо партнера НАТО. Новых союзников призвали не к перевооружению, а к сокращению старых военных систем времен холодной войны в пользу меньших и более мобильных образований, приемлемых для управления кризисами и миротворческих миссий. Этот процесс принес России прямую выгоду, создав огромные возможности для военно-технического сотрудничества. Ведь некоторые новые страны НАТО привели свое вооружение к натовским стандартам в сотрудничестве с российскими производителями. Что касается общего контекста безопасности в связи с расширением НАТО, то я хотел бы напомнить, что союзники предоставили России политические заверения о сдержанности в отношении размещения на территории нынешних и будущих стран НАТО обычных вооруженных сил. И НАТО, и российское руководство стоят перед необходимостью приложить гораздо большие усилия с тем, чтобы обеспечить общественную поддержку сотрудничеству и новому мышлению.
Я надеюсь, что в предстоящие месяцы нам удастся разобраться с одним из наиболее проблемных вопросов нашей повестки дня – выполнение давно принятых Россией обязательств перед Грузией и Молдавией, а также ратификация Адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (АДОВСЕ). Приверженность союзников по НАТО этому договору, равно как и их желание скорейшего вступления в силу Соглашения по адаптации этого договора, остаются очень насущными. Этот юридически обязывающий документ является одним из самых существенных элементов европейской безопасности. Я глубоко убежден, что если Россия выполнит свои остающиеся обязательства по «стамбульскому пакету», которые она добровольно взяла на себя, то союзники незамедлительно приступят к ратификации договора. Думаю, в наших общих интересах как можно скорее найти приемлемое для всех решение тех проблем, которые возникают в связи с Грузией и Молдавией.
Как ни необходимо разделаться с наследием прошлого, в центре нашего внимания должно быть будущее. Имеющиеся в СРН проекты являются хорошим началом, но мы должны смотреть еще дальше, вырабатывая фундаментально новый подход к безопасности. Эпоха, когда безопасность людей обеспечивалась танками и пограничными заставами, осталась в прошлом. В сегодняшнем мире терроризма, наркотрафика, этнических конфликтов и несостоявшихся государств мы можем быть в безопасности только тогда, когда в безопасности находятся наши соседи. Мы должны перестать думать о мире в терминах региональных «сфер влияния», а вместо этого подумать о том, как наилучшим образом совместить наш опыт, знания и ресурсы для того, чтобы приблизить общие цели мира, стабильности и демократизации – будь то в Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии или где бы то ни было еще. Недавние обсуждения в СРН ситуации в Грузии, в ходе которых все 20 стран – членов СРН выразили свою решимость помочь новой власти в Тбилиси справиться с трудностями демократических преобразований, показали, что даже в самых трудных вопросах мы можем найти общую платформу. Нет больше – и не может быть – игр с нулевой суммой. Либо мы все выигрываем, либо мы все проигрываем.
Одна из областей, где наши интересы сблизились особенно тесно и даже срослись, это Афганистан. Там НАТО возглавляет действующие под мандатом СБ ООН Международные силы содействия безопасности. Я обозначил эту миссию как высший приоритет НАТО на ближайшую перспективу. Данная миссия подчеркивает растущий консенсус между НАТО и Россией как в понимании природы современных угроз, так и в поиске наилучших средств борьбы с ними. Не так давно эта разоренная войной страна являлась главной мировой ареной конфронтации двух сверхдержав. Сегодня страны – члены НАТО и Россия разделяют общий интерес в развитии единого, мирного, процветающего и демократического Афганистана, разделяют общую приверженность к сотрудничеству, направленному на то, чтобы этот интерес стал реальностью. В ходе регулярных консультаций в рамках СРН представители России последовательно высказывались в поддержку тех целей, которые провозгласили страны – члены НАТО. Министр обороны Сергей Иванов сделал конкретные предложения о практической помощи альянсу в осуществлении этой трудной миссии, и наша работа по укреплению сотрудничества в этой жизненно важной сфере продолжается.
Что сегодня действительно в отношении Афганистана, завтра будет действительно в отношении еще большего числа ситуаций. В той мере, в какой НАТО все более «думает и действует глобально», отвечая на непредсказуемые в географическом плане угрозы, возможности – и необходимость – российско-натовского сотрудничества будут приумножаться. Если СРН хочет и впредь играть ключевую роль в распространении безопасности во всем Евро-Атлантическом регионе и за его пределами, он должен доказать свою долговечность и изобретательность в выявлении подобных возможностей и в выстраивании консенсуса даже по наиболее трудным вопросам. Мой опыт взаимодействия с этим уникальным советом указывает, что он действительно пригоден для этой работы.
Первые двадцать месяцев работы в формате «двадцатки» стали хорошим стартом, установившим высокие критерии успеха. Россия и страны – члены НАТО, выступая настоящими равными партнерами, выстроили ориентированное на результат партнерство, основанное на прагматизме и общих интересах. Когда формат СРН вырастет этой весной от «двадцатки» до «двадцати семи», я намерен и далее продолжать эти отношения. Работая вместе в духе долгосрочного партнерства, мы справимся с любым возникающим перед нами вызовом.