Россия отмечает скорбную дату своей военной истории – сто лет назад началась Русско-японская война. Зачем она случилась, зачем такие жертвы, унижение и позор? До сих пор нет достойного ответа. В 45-м Сталин сполна «компенсировал» поражение Николая II. Но не о тех войнах сегодня пойдет речь. Хочется понять современную Японию, представить перспективы развития российско-японских связей в новой геополитической обстановке.
После поражения во Второй мировой войне Япония отказалась от обладания вооруженными силами, что зафиксировано в ее Конституции 1947 г. В частности, в 9-й статье Основного закона говорится, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права наций, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». В Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Запрещается посылка вооруженных сил на иностранные территории для участия во всех видах военных операций. Конституция отрицает присоединение Японии к любым формам коллективной обороны, не предполагает системы воинской повинности в стране.
Строгое соблюдение антивоенных положений должно было стать надежной гарантией развития Японии на мирной демократической основе. Однако в начале 50-х гг. США в связи с началом холодной войны стали подталкивать Страну восходящего солнца к возрождению ее вооруженных сил и военной промышленности. И уже в июне 1954 г. японцы приняли два закона – «О силах самообороны» и «Об учреждении управления обороны». В сентябре 1999-го и марте 2001 г. японский парламент принял законы «О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии» и «Об осуществлении досмотра судов в условиях чрезвычайной обстановки в прилегающих к Японии районах». На большее Токио пойти не мог, так как этому препятствовала Конституция страны.
Уже в ноябре–декабре 2001 г. впервые за всю послевоенную историю японские боевые корабли отправились в Индийский океан для «сбора информации» и «оказания тыловой поддержки» военной операции США в Афганистане. В начале января 2003 г. отряд японских кораблей прибыл в Аравийское море для обеспечения действий ВМС США и Великобритании против Ирака, а также охраны собственных транспортов, которые и поныне бесплатно снабжают горючим боевые корабли союзников по антииракской коалиции. Чуть позже в Ирак прибыла группа японских транспортных самолетов С-130.
В конце прошлого года премьер-министру Коидзуми без особого труда удалось провести через правительство закон о посылке в Ирак сухопутных войск. Закон предусматривает поэтапную переброску с конца февраля по конец марта 2004 г. японского контингента численностью до 600 человек в район южноиракского города Эс-Самава.
В Токио говорят, что, хотя японцы и едут в воюющую страну, их миссия сугубо мирная – обеспечение гуманитарной помощи Ираку и тыловая поддержка союзников. А так как обстановка в регионе нестабильная, то японские войска будут отлично вооружены, чтобы быть готовыми дать достойный отпор в случае нападения неприятеля. Вообще же японский контингент предпочитает не воевать с иракцами, а... играть с ними в футбол. Поэтому параллельно с войсками в Ирак планируется доставить большое количество футбольных мячей с традиционной эмблемой восходящего солнца. Именно спорт призван наладить дружественные контакты с местными жителями, подчеркивают в военном ведомстве Японии.
Япония готова поделиться с США и разведывательной информацией. Она уже обзавелась собственными космическими силами разведки, выведя на орбиту два спутника-шпиона. В планах правительства – создание до конца марта 2009 г. космической группировки из восьми разведывательных спутников.
Уже начато создание потенциала, необходимого для нанесения «превентивных ударов по ракетным базам враждебного иностранного государства» (подразумевается Северная Корея). Это произойдет, как заявил начальник управления обороны Японии Сигэру Исиба, если в стране «почувствуют исходящую оттуда угрозу». Япония уже приступила к строительству собственной ПРО, на что в этом финансовом году дополнительно выделено 1,25 млрд. долл.
Но главное, на мой взгляд, в ядерных амбициях Токио. Американцы всячески обходят эту проблему, обрушиваясь на Северную Корею, которая якобы вот-вот станет обладателем атомной бомбы. Между тем в японских политических кругах уже идет дискуссия о трех неядерных принципах, закрепленных в Конституции страны (не производить, не хранить и не ввозить на свою территорию ядерное оружие). Сегодня Япония фактически вплотную подошла к созданию собственных сил ядерного сдерживания.
По данным международных организаций, в настоящее время в Японии накоплено до 100 т плутония, который с успехом может быть использован для производства ядерных боеприпасов. Технические возможности страны, не говоря уже о финансовых, позволяют хоть завтра войти в пул ядерных держав. Дело за малым – изменить 9-ю статью Конституции. Эксперты МАГАТЭ встревожены: не Северная Корея, а Япония, по всей видимости, станет восьмым членом ядерного клуба.
Япония – сосед России. И уже это обстоятельство дает повод для дискуссий по «японскому вопросу». К тому же формально Россия и Япония до сих пор находятся в состоянии войны. Отсутствие мирного договора – это не столько призрак войны (хотя и гипотетической), сколько реальное препятствие на пути экономического сотрудничества.
Новая геополитическая ситуация в мире, толчком к формированию которой послужила политика нынешней американской администрации, оказала прямое воздействие на динамику российско-японских отношений. Москва и Токио поняли, что настал тот момент, когда необходимо развивать сотрудничество, тактично обходя тему спорных «северных территорий». России нужны деньги для освоения Дальневосточного региона, Японии – нефть и газ, которые до сих пор в основном импортируются с неспокойного Ближнего Востока.
Быть в состоянии войны с «ядерным» соседом – отнюдь не радужная перспектива. Нужен мирный договор. Наиболее близкий путь к нему – через тесное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество, где важны компромиссы и взаимные уступки. Тогда отпадет соблазн силового решения проблемы. К чему приводит сила – свидетельствует история российско-японских отношений на протяжении последнего столетия.