Агентство экономических новостей по заказу и с участием «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом «цивилизованном лоббировании», не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам января текущего года. 64 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов – предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов – «Трибуна», Н.Вардуль – ИД «КоммерсантЪ», А.Ефимов – «Независимая газета», А.Кондратьев – ИД «КоммерсантЪ», Б.Леонов – «Труд», Ш.Муладжанов – «Московская правда», С.Туранов – Агентство экономических новостей, Ю.Якутин – «Экономика и жизнь» и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко – Центр национальных исследований, В.Ермаков – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин – Ассоциация рекламодателей, А.Зудин – Центр политических технологий, В.Лебедев – «Деловая Россия», Ю.Любашевский – Независимый институт политических технологий, С.Марков – Институт политических исследований, А.Нечаев – Московский финансовый клуб, Д.Орешкин – аналитическая группа «Меркатор», М.Урнов – фонд аналитических программ «Экспертиза», А.Круковец – Республиканский центр развития предпринимательства, И.Харичев – Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков – Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие «лоббист» в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы – корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер «групп интересов». Можно отметить, что существует также отличное от общепринятого узкопрофессиональное употребление термина «лоббист», принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем «весовым категориям». Первая – это «первые лица» коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая – это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали «лоббисты-профессионалы». В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки «цивилизованного лоббирования». Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые «всеядные» руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В январе можно отметить снижение рейтинга губернатора Чукотки, известного предпринимателя Романа Абрамовича, которое произошло после декабрьского подъема. На мнение экспертов, очевидно, повлияли заявление руководителя Счетной палаты Сергея Степашина о начале комплексной проверки Чукотского автономного округа, а также заявление его заместителя Александра Семиколенных о начале проверки уплаты налогов компанией «Сибнефть», неформальным владельцем которой является губернатор. И хотя утверждается, что проверки проводятся в плановом порядке, некоторые аналитики склонны считать их реакцией Степашина на вывод Абрамовичем капиталов за рубеж, в частности на покупку английского футбольного клуба «Челси».
Впервые в «призовую тройку» в региональной номинации вошла губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Ее активные лоббистские усилия по переводу в Северную столицу одной из ветвей власти, похоже, оказываются небезуспешными. По крайней мере появились сообщения о том, что премьер Михаил Касьянов поручил проработать предварительный план возможного перевода высших органов судебной власти России в Санкт-Петербург. Правда, эксперты такую перспективу в основном оценивают скептически.
В этой же номинации улучшились позиции президента Чечни Ахмада Кадырова. В январе президент Владимир Путин упразднил должность своего представителя по обеспечению прав и свобод человека в Чечне, что аналитики занесли в актив Кадырову. Он добивался упразднения этой должности, равно как и других федеральных структур, созданных для «внешнего управления» республикой.
В номинации «профессионалов» рейтинг руководителя Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского продемонстрировал отрицательную динамику. Бюро РСПП не стало рассматривать вопрос о выборах президента России, хотя, судя по сообщениям СМИ, Вольский намеревался продемонстрировать при этом поддержку Путину.
Рейтинг вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, наоборот, повысился. Дело, может быть, в том, что в январе председатель правительства Михаил Касьянов подписал постановление о правилах откладывания денег в стабилизационный фонд России, пополняемый за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Таким образом, фонд, создание которого Кудрин активно лоббировал, начинает реально функционировать, а вице-премьер после некоторого перерыва вернулся на лидирующую позицию в своей номинации.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф в январе также праздновал победу. «Газпром» уступил требованиям министерства, и бюджет газового монополиста на текущий год был утвержден с профицитом, превышающим 10 млрд. долл. В конце прошлого года «Газпром» пытался сверстать бюджет с большим дефицитом, но правительство отправило его на доработку.
Улучшение позиций первого заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Козака и вице-премьера Бориса Алешина коррелирует с началом функционирования Совета при президенте по борьбе с коррупцией, который будет рассматривать дела с участием высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов. Первый возглавил наиболее статусную комиссию – по служебной этике и, по мнению аналитиков, стал основным действующим лицом нового органа, второй – комиссию по противодействию коррупции.
Алешин также руководит правительственной комиссией по административной реформе, и с ее деятельностью может быть связано снижение рейтинга главы Министерства по антимонопольной политике Ильи Южанова. Дело в том, что комиссия отвечает за ликвидацию избыточных и дублирующих функций ведомств, и велика вероятность того, что с ее подачи статус МАП понизится и некоторые функции министерства перейдут к другим ведомствам.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В январе 2004 г. | В декабре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1. | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,09 | 4,10 |
2. | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,06 | 4,13 |
3. | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,03 | 4,08 |
4. | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 4,00 | 4,02 |
Сильная эффективность | |||
5. | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 3,95 | 4,08 |
6. | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,87 | 3,83 |
7-8. | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,78 | 3,72 |
7-8. | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,78 | 3,75 |
9. | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,74 | 3,72 |
10. | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,67 | 3,70 |
11-12. | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,65 | 3,64 |
11-12. | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,65 | 3,63 |
13. | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,64 | 3,83 |
14. | Столяренко В.М. (АКБ ⌠Еврофинанс Моснарбанк■) | 3,62 | 3,60 |
15. | Веремеенко С.А. (Межпромбанк, Фонд содействия развитию регионов) | 3,55 | 3,58 |
16. | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,53 | 3,50 |
17. | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 3,38 | 3,30 |
18. | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■) | 3,33 | 3,34 |
Средняя эффективность | |||
19. | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 2,79 | 2,67 |
20. | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания ⌠Новые программы и концепции■) | 2,72 | 3,51 |
21. | Рейман Л.Д. (Министерство по связи и информатизации) | 2,57 | 2,53 |
22. | Рашевский В.В. (МДМ-банк) | 2,53 | 2,51 |
23-24. | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,50 | 2,48 |
23-24. | Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия ) | 2,50 | 2,41 |
25. | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) | 2,40 | 2,48 |
Средний рейтинг | 3,41 | 3,45 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В январе 2004 г. | В декабре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1. | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,45 | 4,51 |
2. | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,28 | 4,25 |
3. | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,17 | 4,11 |
4. | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,12 | 4,23 |
5. | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,02 | 4,11 |
Сильная эффективность | |||
6-7. | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия–Алания) | 3,97 | 4,05 |
6-7. | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,97 | 3,90 |
8. | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,93 | 3,96 |
9. | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,51 | 3,55 |
10-11. | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,35 | 3,28 |
10-11. | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,35 | 3,44 |
12-13. | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,30 | 2,21 |
12-13. | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,30 | 3,55 |
14. | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 3,08 | 3,05 |
Средняя эффективность | |||
15. | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,67 | 2,54 |
16. | Громов Б.В. (Московская область) | 2,66 | 2,73 |
17. | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,57 | 2,54 |
18-19. | Титов К.А. (Самарская область) | 2,42 | 2,33 |
18-19. | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 2,42 | 2,47 |
20. | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,23 | 2,24 |
21-22. | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,21 | 2,12 |
21-22. | Евдокимов Ю.А. (Мурманская область) | 2,21 | 2,30 |
23. | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,18 | 2,16 |
24. | Говорин Б.А. (Иркутская область) | 2,15 | 2,21 |
25. | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,13 | 2,14 |
Средний рейтинг | 3,15 | 3,12 |
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В январе 2004 г. | В декабре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1. | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,58 | 4,51 |
2. | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,47 | 4,57 |
3. | Алешин Б.С. (федеральное правительство) | 4,31 | 4,25 |
4. | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,23 | 4,17 |
5. | Козак Д.Н. (администрация президента) | 4,02 | 3,78 |
Сильная эффективность | |||
6. | Шувалов И.И. (администрация президента) | 3,94 | 3,87 |
7. | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,87 | 3,85 |
8-9. | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 3,85 | 4,06 |
8-9. | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,85 | 3,82 |
10. | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,73 | 3,75 |
11. | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,67 | 3,63 |
12. | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,60 | 3,63 |
13-14. | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,45 | 3,47 |
13-14. | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,45 | 3,50 |
15. | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,42 | 3,75 |
16. | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,17 | 3,07 |
17. | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Ассоциация производителей удобрений) | 3,15 | 3,14 |
18. | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,13 | 3,45 |
19. | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,10 | 3,12 |
Средняя эффективность | |||
20. | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,73 | 2,70 |
21-22. | Кулик Г.В. (депутат Госдумы ) | 2,67 | 2,70 |
21-22. | Боос Г.В. (депутат Госдумы) | 2,67 | 2,65 |
23. | Юргенс И.Ю. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,58 | 2,67 |
24. | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,53 | 2,56 |
25. | Драганов В.Г. (депутат Госдумы, фонд ⌠Таможенная политика■) | 2,48 | 2,45 |
Средний рейтинг | 3,47 | 3,49 |
Агентство экономических новостей, 2004