Олег Дерипаска не собирается сдавать свои позиции «Интерросу».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Красноярский край уже давно стал ареной столкновения интересов крупнейших российских финансово-промышленных групп – «Интерроса», «Русала», ЮКОСа. Прежний губернатор Александр Лебедь в свое время активно включился в передел собственности, но так и не смог стать подлинным хозяином края. Чтобы укрепить свои позиции, он даже попытался начать процесс объединения Таймырского и Эвенкийского автономных округов с собственно Красноярским краем, куда сейчас оба округа входят, оставаясь при этом субъектами РФ. Эти попытки вызвали отпор таймырского руководителя Александра Хлопонина и губернатора Эвенкии Бориса Золотарева. После трагической гибели генерала и без того напряженные отношения между крупнейшими финансово-промышленными группами, особенно между структурами Владимира Потанина и Олега Дерипаски, обострились. Причем именно позиции «Русского алюминия» считались наиболее прочными в Красноярском крае.
На губернаторских выборах в Красноярске в 2002 году «Интеррос» сделал ставку на молодого таймырского губернатора, бывшего генерального директора ГМК «Норильский никель» Александра Хлопонина, а «Русский алюминий» и ЮКОС поддерживали председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса («АИФ на Енисее» (Красноярск) от 10.01.2003). По некоторым данным, «Интеррос» вложил в избирательную кампанию Александра Хлопонина 30 млн. долл. («Еженедельный журнал» № 50 от 25.12.02). Его главный соперник Александр Усс располагал гораздо меньшими ресурсами. Глава Таймырского автономного округа встретил ожесточенное сопротивление краевой элиты. Во втором туре выборов Александр Хлопонин обошел Александра Усса на 6% голосов, но краевой избирком поставил под сомнение результаты этого тура. Для утверждения итогов выборов и легитимности избрания Хлопонина понадобилось вмешательство федерального Центра. Эти обстоятельства придали победе Хлопонина оттенок неубедительности.
После губернаторских выборов депутат Законодательного собрания Красноярского края Олег Пащенко заявил: «Отбери деньги у Хлопонина, и перед нами предстанет игрок в боулинг, рокер и вообще легкий человек. Они сделали великое дело – прошли, как танк, по нашим бедным хорошим людям, подавили тут все, и мы имеем то, что имеем».
Первые итоги
На вывод Красноярского края из кризиса Александр Хлопонин отводил полтора года. Среди основных достижений губернатора за это время можно отметить ликвидацию долгов бюджетникам, снижение тарифов на электроэнергию для населения, договоренность с РАО «ЕЭС России» о реструктуризации полуторамиллиардного долга.
Правда, экономического рывка, о котором говорилось в предвыборной агитации Хлопонина, пока так и не произошло. Например, по прогнозам краевой администрации, темпы роста валового регионального продукта в 2004 году составят всего 2,4%. Финансово-промышленные группы, контролирующие территорию края, не изменили кардинально своей позиции в вопросе перечисления налогов в казну региона, поэтому бюджет 2004 года стал еще более дефицитным по сравнению с прошлым годом. Дефицит составляет свыше 2,3 млрд. руб.
Политические конфликты в Красноярске с приходом нового губернатора заметно поутихли. Во всяком случае, с депутатами Законодательного собрания края губернатор предпочитает не конфликтовать. И председатель ЗС, бывший соперник губернатора на выборах Александр Усс умерил свой оппозиционный пыл. В одном из интервью в «АИФ на Енисее» он даже похвально отозвался о некоторых начинаниях Александра Хлопонина, выразив надежду, что у нового губернатора будет «более взвешенная политика, чем у его предшественника».
После выборов Александр Хлопонин заявлял, что у него нет личных интересов в Красноярском крае: «в мои планы не входит лоббировать интересы той или иной финансово-промышленной группы». Хотя, как показали последующие события, свое слово бывший топ-менеджер Норильского комбината не сдержал. Все ведущие посты в краевой администрации заняли выходы или из самого «Норильского никеля» или из «Норильсгазпрома». Например, бывший генеральный директор заполярного филиала ГМК «Норильский никель» Виталий Бобров недавно стал заместителем губернатора по топливно-энергетическому комплексу. А бывший генеральный директор «Норильскгазпрома» Сергей Сокол какое-то время курировал промышленность, а потом стал заместителем губернатора по внешнеэкономическим связям. Еще один бывший гендиректор «Норильскгазпрома» Андрей Гнездилов – заместитель губернатора по природоресурсному и лесопромышленному блоку. А первый заместитель губернатора Лев Кузнецов – бывший первый заместитель Хлопонина по «Норильскому никелю».
Эта команда в красноярской краевой власти и создает «Норильскому никелю» условия для экспансии в регион. Так, «Норникель» приобрел крупнейшее золотодобывающее предприятие страны – компанию «Полюс», работающую в Северо-Енисейском районе края. Затем купил Енисейское речное пароходство.
Алюминиевый крест Александра Хлопонина
На первых порах своего губернаторства Александр Хлопонин достаточно регулярно и эмоционально говорил о том, что наполнять бюджет региона должен не только заполярный гигант, но и все прочие крупные хозяйствующие субъекты. И, в частности, Красноярский алюминиевый завод. По мнению губернатора, к тому же подкрепленному данными статистики, КрАЗ в то время вдруг необъяснимо сократил налоговые поступления в бюджет. И с этим вопросом, мол, следует детально разобраться.
Хлопонин поначалу весьма рьяно взялся за искоренение толлинга, дающего производителям алюминия вполне легальную возможность не делиться особо ни с кем своей прибылью. Однако энтузиазм вчерашнего гендиректора Норильского горно-металлургического комбината явственно поиссяк при попытках преодолеть сопротивление (хочется верить, вполне бескорыстное) депутатов Госдумы отмене толлинга. Народные избранники прежнего созыва оказались весьма восприимчивы к хитросплетениям никелево-алюминиевого противостояния в Красноярском крае и так и не дали своего согласия на упразднение пресловутого толлинга. Так что со щитом из конфликта в итоге вышел «Русал». Похоже, влияние Олега Дерипаски в Кремле явно превышало возможности Александра Хлопонина. По поводу расклада сил глава Красноярска достаточно откровенно говорил, что он всего лишь губернатор и делает то, что в его силах.
И все же Олег Дерипаска, как сторона, проигравшая в политическом противостоянии на выборах «Норникелю», вынужден был пойти на переговоры. Впрочем, и сам Александр Хлопонин придерживался мнения, что худой мир лучше доброй ссоры. Однако обоим это давалось с трудом. Когда после первой же встречи нового красноярского губернатора Хлопонина с Дерипаской оба общались с местной прессой, по их напряженным и усталым лицам было понятно, что отношения между краевой властью и «алюминиевой» ФПГ весьма далеки от идеала. По информации, попавшей в местные СМИ, одним из условий мирного сосуществования краевой власти с «Русским алюминием» якобы был отказ Олега Дерипаски от финансирования антигубернаторской оппозиции. Пока эти договоренности остаются в силе.
Внешне все выглядит вполне политкорректно и соответствует нормам этики большого бизнеса. В пресс-службах красноярского губернатора и заводов империи Дерипаски настойчиво и бодро подчеркивается здоровый характер отношений между властью и «алюминиевой» ФПГ. Власть делает акцент на том, что после многочисленных переговоров «от предприятий Дерипаски на территории края достигнут позитивный результат». В аналитических записках о соглашениях администрации края с финансово-промышленными группами методично указывается, что в результате подписанного 24 сентября 2003 года соглашения с «Русалом» на предприятиях этой ФПГ растет заработная плата, которая сейчас «одна из самых высоких на территории региона». Начали расти и налоговые платежи – 13% к уровню 2002 года.
Все так, но местные аналитики считают, что равновесие между властью и «Русалом» столь же зыбко, сколь и вынужденно. От «никелевых» симпатий Хлопонин не сможет избавиться в силу своего «происхождения», но и укротить «Русал» на территории края ему явно тоже не по силам.
Красноярск под напряжением
Причиной нового конфликта между «Русалом» и «Норникелем» может стать передел собственности в энергетической отрасли региона. В январе нынешнего года, по информации, появившейся на сайте «Агентства конфликтных ситуаций», ОАО «Горно-металлургическая компания «Норникель» приобрело 19,74% акций ОАО «Красноярскэнерго». Таким образом, структура «Интерроса» увеличила свой пакет акций в региональной энергокомпании с 3,74% до 23,48%. Это может говорить о стремлении холдинга, возглавляемого Владимиром Потаниным, получить блокирующий пакет акций «Красноярскэнерго» (70% акций этой компании принадлежит РАО «ЕЭС»). Имея в руках такой рычаг, «Интеррос» сможет влиять на тарифную политику краевых и прежде всего таймырских энергетиков.
«Красноярскэнерго», в свою очередь, владеет блокирующим пакетом Красноярской ГЭС. Но контроль над этой станцией находится в руках Красноярского алюминиевого завода, входящего в состав «Русала» (ему принадлежит 70% акций Красноярской ГЭС). Значение энергетики для развития металлургии в Красноярске нельзя переоценить. Кто владеет контролем над этой отраслью, в конечном счете и является хозяином богатейшего края. ОАО ГМК «Норникель» не скрывает своего желания перехватить красноярскую энергетику у «Русала», а также и его металлургические активы в крае. В феврале прошлого года в одном из СМИ, принадлежащих «Норникелю», появилась информация о скорой продаже КрАЗа. Опровергать этот слух пришлось исполнительному директору КрАЗа Илаю Ахметову.
В красноярских краевых СМИ продолжается настоящая пиар-кампания против «Русского алюминия». Основная тема – недоплата «Русалом» налогов в краевой бюджет. Называется конкретная сумма: 1,9 млрд. руб. в год. А в теленовостях седьмого красноярского канала прозвучала информация, что якобы «Русал» намеревается сменить «прописку» Красноярской ГЭС на кипрскую. В красноярских СМИ появлялись и другие версии, например о переводе юридических адресов КРАЗа и Ачинского глиноземного комбината на Чукотку. После этих «алюминиевых уток» пресс-службе предприятия пришлось давать опровержения в СМИ о том, что КрАЗ зарегистрирован в Октябрьском районе Красноярска и, чтобы сменить юридический адрес, необходимо решение общего собрания акционеров.
Ответный ход «Русала» в энергетическом конфликте с «Норникелем» не заставил долго ждать. На днях в «Московских новостях» появилась информация, что на 20 февраля назначено внеочередное собрание акционеров Красноярской ГРЭС, на котором может быть принято решение об увеличении уставного капитала. Не исключено, что в результате дополнительной эмиссии акций их постарается выкупить «Русский алюминий». Таким образом, блокирующий пакет акций, находящийся у РАО «ЕЭС», окажется размыт, и Красноярская ГЭС перейдет под полный контроль КРАЗа. Буквально на днях гендиректор «Норникеля» Михаил Прохоров заявил в Красноярске, что в данное время комбинат «рассматривает возможность приобретения блокирующего пакета акций Красноярской ГЭС». По сути, это заявление стало прямым вызовом «Русалу».
Победа Олега Дерипаски может представлять немалую опасность для губернатора Александра Хлопонина. По информации, появившейся на днях в газете «Ведомости», до конца февраля холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» зарегистрирует компанию по управлению коммунальными сетями «Региональные коммунальные инвестиции». Она будет действовать в тех регионах, где сильны позиции холдинга «Базовый элемент» (в него входит и «Русский алюминий»). Одним из таких регионов может стать Красноярский край.
Ставленник «Интерроса» губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вряд ли сможет оказаться в стороне от намечающегося конфликта двух крупнейших российских компаний, особенно когда дело касается энерготарифов и жилищно-коммунального хозяйства. При этом сам Александр Хлопонин считает регион лишь стартовой площадкой, плацдармом для своего рывка в большую российскую политику. В одном из интервью после выборов Александр Хлопонин признался: «Я приехал в Сибирь работать, хотя без лукавства скажу, что не собираюсь оставаться там навсегда». Признание более чем откровенное.
Красноярск