Николай Харитонов идет на выборы с крепко сжатыми кулаками.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Николай Михайлович, Хакамада и Глазьев собрались бороться за второе место, а вы за какое?
═
- Я думаю, что наше избирательное объединение - коммунисты, патриоты, аграрники - должно бороться за победу.
═
- То есть вы собираетесь выиграть у Путина?
═
- Я не у Путина собираюсь выигрывать. Выборы - это не просто борьба нескольких претендентов друг с другом. Путина выдвинули определенные политические силы, меня - тоже.
И я хотел бы убедить народ, что сейчас, когда Россия идет под откос, страну должен возглавить представитель народно-патриотических сил. В частности, Харитонов Николай Михайлович, хотя фамилия здесь - не главное.
═
- Если не ошибаюсь, поначалу вы выступали за саботаж этих выборов?
═
- Да, я считал, что нам не надо в них участвовать. После того безобразия, которое творилось в ходе думской избирательной кампании, мне казалось, мы должны сказать таким бесчестным выборам "нет". Но у многих товарищей было другое мнение. Они доказывали, что нам необходимо участвовать хотя бы для того, чтобы донести до избирателей нашу позицию. В конечном счете я согласился: такой шанс упускать нельзя. Ведь у нас в обществе осознание беды отстает от темпов развала страны, и должен же кто-то открывать народу глаза на происходящее.
═
- Как вы можете объяснить, что съезд КПРФ выдвинул кандидатом в президенты не члена своей партии?
═
- Я не чужой для КПРФ человек. На выборах в Государственную Думу коммунисты уже не раз включали меня в центральный список своего избирательного объединения. Что зазорного в том, что я не член Компартии? Идейно я, может быть, посильнее, чем некоторые коммунисты, носящие партбилет. В 1991 году, когда многие профессиональные деятели КПСС, которые десятилетиями крутились у партийного корыта, разбежались кто куда, я был в числе тех, кто добивался восстановления Компартии. Кстати говоря, и Аграрная партия, в которой я состою по сей день, создавалась как партия социалистической направленности. Во многом мы тогда ее создавали, потому что не было уверенности, что Компартия будет разрешена и что трудовой народ не останется без своей политической организации.
═
- И все же странно, что у такой крупной партии, как КПРФ, не нашлось "кандидата с партбилетом".
═
- Чувствую, вы хотите услышать от меня про раскол в КПРФ, о котором сейчас говорят на каждом углу. Это внутреннее дело коммунистов, и я не хочу за них говорить. Да, там есть определенные проблемы. Отдельные молодые политики, которые мало чего сделали для укрепления партии, выражают недовольство своим лидером. Но в этом нет ничего нового, за 10 лет таких недовольных появлялось немало. Убежал Рыбкин, убежали Селезнев, Тулеев, Ходырев - всех и не вспомнишь. Многие губернаторы, продвигая которых Зюганов стоптал не одну пару башмаков, самоустранились от поддержки КПРФ на последних выборах. Геннадий Андреевич оказался практически покинутым. Я, наверное, самый старый из его сторонников, никуда от него не бегавший в трудную минуту. Может быть, в этой ситуации моя фигура сыграет объединительную роль. Причем не только для Компартии и народно-патриотических сил, но и для российских избирателей.
═
- В декабре КПРФ довольно крупно пролетела. Ясно ли вам, какие ошибки вы не должны повторять, вступив в президентскую гонку?
═
- Если честно, я, конечно, не знаю, что можно противопоставить административным, финансовым, информационным ресурсам, которые на полную катушку работают на партию власти. У нас таких ресурсов нет. Ошибки у Компартии, разумеется, были. Главная ошибка - самоуспокоенность после успешных выборов 1999 года. Многие в партии занимались самолюбованием, до самого декабря думали: наш избиратель никуда от нас не уйдет. Сейчас таких иллюзий, конечно, нет. Все понимают: за избирателей надо бороться.
═
- А что ваша родная Аграрная партия - будет ли она поддерживать кандидата Харитонова?
═
- Аграрная партия во главе с Лапшиным переживает, к сожалению, не лучшие времена. Еще в 1999 году мы окончательно разошлись с Лапшиным по идейным соображениям, меня вывели из состава правления партии. Правда, я остаюсь членом Центрального совета, у меня в АПР немало сторонников. 30 января состоится пленум Центрального совета, на котором, я думаю, будет поставлен вопрос и об отношении к моей кандидатуре. Но мне трудно сказать, какое решение будет принято.
═
- У вас нет ощущения, что вам предстоит соревнование не с Путиным, а с Глазьевым?
═
- На старте все равны. Но когда с левого фланга на выборы идут два кандидата - это, конечно, плохо для обоих. Жаль, что Глазьев с этим не считается. Когда он баллотировался в красноярские губернаторы, я ездил за него агитировать. Двое суток колесил по югу Красноярского края. Никто там его не знал, мы его "надули", как дед Щукарь надувал дохлую лошадь. Как выяснилось, на свою голову...
═
- Потом вы еще раз поддержали Глазьева, когда он предложил вести думскую избирательную кампанию на базе НПСР, а не КПРФ, и у него начались контры с Зюгановым.
═
- Я, как и Глазьев, один из сопредседателей НПСР. Сначала мне показалось, что в его идее много здравого. Но это было до тех пор, пока я не понял, куда эти ребята, Семигин с Глазьевым, клонят. Когда я понял, что они хотят войти вовнутрь Компартии, отодвинуть Зюганова, взять рычаги управления в свои руки, мое отношение к ним сразу изменилось. Было ясно, что их деятельность выгодна только Кремлю.
═
- На днях Сергей Глазьев снова вспомнил о своем проекте. Он пожалел, что не удалось договориться с КПРФ о едином кандидате в президенты.
═
- Я не слышал, чтобы он предлагал это тогда, когда шло выдвижение кандидатов. Обратился бы к съезду КПРФ - съезд бы обсудил. Перед самым Новым годом, 30-го числа, я заходил к нему в Думе, поздравил с праздником. Он ни слова не сказал о своих планах баллотироваться в президенты. А на следующий день слышу: Глазьев выдвинулся.
═
- Может, теперь он намекает вам: Харитонов, не мешай мне, сними свою кандидатуру?
═
- Ну, он может намекать на что угодно. Я, в отличие от него, не сам себя выдвинул. Мне оказала доверие крупнейшая партия страны.
═
- На съезде КПРФ вашу кандидатуру поддержали 53% делегатов. Это ведь не очень надежное большинство?
═
- Голосование было альтернативным, я набрал больше половины голосов и больше Геннадия Семигина. Все законно.
═
- Речь не о процедуре. Не получится ли так, что парторганизации, представители которых голосовали за Семигина, на выборах будут помогать не аграрию Харитонову, а семигинскому соратнику Глазьеву?
═
- Я этого не исключаю, предпосылки такие есть. Я присутствовал на съезде КПРФ и видел, с каким остервенением некоторые делегаты набрасывались на руководство партии, ставили вопрос об отставке президиума и председателя ЦК. Связка: Семигин - противники Зюганова в Компартии - НПСР- Глазьев, просматривается уже достаточно четко.
═
- А не может в этой связке оказаться и Аграрная партия?
═
- Все может быть. Против нас играют люди, использующие самые изощренные приемы борьбы.