Пройдет лет сто, и в сознании общества события конца 80-х - начала 90-х г. XX века будут однозначно восприниматься как Великая антикоммунистическая революция, открывшая России и другим социалистическим странам путь к восстановлению общих для мировой цивилизации социально-экономических основ общественной жизни, в принципе адекватных возможностям и потребностям ХХI века. Сейчас же отдаленные перспективы не радуют, зато остро воспринимаются социальные потери 90-х гг. Российское общество переживает специфическую переходную фазу развития от "коммунистического социализма" к социализируемому капитализму современного типа. Этой промежуточной фазой в России стал особый тип капитализма - капитализм асоциальный, криминально-бюрократический. Цивилизовать его можно только путем целеустремленных глубоких преобразований революционного характера. А для этого должны сформироваться необходимые общественные силы, их идеология и стратегия.
Итоги парламентских выборов не сняли с повестки дня многовариантность перспектив развития России. В этих условиях особенно важно, чтобы избранный государством политический курс не отклонялся от вектора, направленного на формирование эффективной экономики, социально справедливых общественных отношений, политической демократии. В необходимости такого курса нужно убедить и широкие слои населения, и особенно элиту.
Путину как высшему должностному лицу повезло стать президентом именно в России. Идея единоначалия доминирует в представлениях россиян о нормальной государственной власти. Для них привлекательна ситуация, когда они полностью вверяют власти свою судьбу. Не случайно партии, победившие на выборах, более или менее откровенно выступали под лозунгом "Поддержим политику Путина, а какой она будет - определит он сам".
Но если говорить о реформаторской миссии, то Путину нелегко быть президентом России. Именно в деле реформирования страны он не может получить активную, деятельную поддержку народа. Народ может быть пассивным объектом реформ, "созерцать их со стороны", подчиняться, но в целом еще не может выступить силой, непосредственно включившейся в преобразования, своими поступками двигающей их вперед. И, следовательно, не может оказать активную политическую и моральную поддержку президенту. А потому существует очевидная зависимость президента от консерватизма элиты. Легко побороть кучку, по существу, беззащитных олигархов, но исключительно трудно вовлечь в русло социально-экономических и особенно политических прогрессивных преобразований бюрократический класс вместе с однотипным с ним "политическим классом", зачастую испытывающим неприятие многого из того, что жизненно важно для страны.
Приходится констатировать, что в России в отсутствие дееспособных демократических секторов политического спектра движение к реальной демократии и социальной рыночной экономики возможно только с помощью власти. А это автоматически предполагает в той или в иной мере ее авторитарный характер. Механизмы авторитаризма уже налицо или отлаживаются. По существу, созданы необходимые условия для жесткого контроля государства над политической жизнью. Судьбоносный для России вопрос: какой вектор общественного развития изберет авторитарная власть - к консервации существующего порядка вещей и даже к его усугублению, или к формированию гражданского общества?
Можно полагать, что президент сознает безальтернативность утверждения в России свободной рыночной экономики с ограниченным объективными потребностями государственным регулированием, то есть реализации в тех или иных масштабах идей современного либерализма. Но экономическая политика подвержена изменениям в зависимости от доминирующего вектора влияния политических сил и экономических обстоятельств.
Еще сложнее в политической сфере. Отношение элиты к демократизации общественной жизни зачастую довольно негативно. Цель элиты - закрепить политический статус-кво (что не исключает внутриэлитной борьбы за власть). Поэтому элите нужно слабое государство там, где она интенсивно обогащается, вольно обращается с законом, но сильное государство там, где ей нужно предотвратить сопротивление общества, отстоять свои привилегии.
Пока ни благоприятный политический ресурс - высокий авторитет президента, ведущая роль его администрации при формировании государственной политики, ни благоприятный экономический фактор - относительно высокий рост ВВП не используются в должной мере для продвижения реформ. Внимание власти сосредоточено скорее на дальнейшем укреплении ее политических позиций. В решении же социально-экономических и общественно-политических проблем власть систематически запаздывает. А разновекторность развития - строительство либеральной экономики в сочетании с тормозящим влиянием авторитаризма на демократические процессы - может нанести России непоправимый ущерб.
Если из нынешней, во многом неустойчивой переходной ситуации окончательно вырастет устойчивая социально-экономическая система кланово-бюрократического капитализма с авторитарным политическим строем, со сформированной государством партийной системой, не ориентированной на динамизм общества, и пассивностью основной массы населения, то это будет означать историческое поражение России. Тем более многие масштабные проблемы страны, в том числе проблема экономического роста, имеют тенденцию к обострению.
Преодолеть российский асоциальный криминально-бюрократический капитализм не помогут ни "восстановление справедливости" путем разгрома какого-либо олигарха или снижения прибыльности нефтяных монополий, ни национализация каких-либо предприятий, ни усиление государственного вмешательства в экономику, осуществляемого при нынешнем состоянии государственного управления. Как нынешний тип капитализма в России создавался под прямым воздействием государства или при его попустительстве, так и начинать оздоровление сложившейся в стране социально-экономической системы необходимо с преобразований государственного механизма. И в этой связи не может не вызывать озабоченность затягивание даже первых шагов давно назревшей административной реформы.