Сагадат Хабиров: 'Мы пытаемся увязать задачи бизнеса компании с задачами государственного значения'.
Фото Петра Сергеева
Россия должна быть и будет стремиться стать страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Актуальность этого тезиса наиболее очевидна сегодня, когда конкурентоспособность ограничивается сырьевыми отраслями, ставящими страну в прямую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Без поднятия промышленности Россия не может претендовать на занятие ключевых позиций в мировой экономике, а значит, на реализацию и своих геополитических интересов, и, если угодно, имперских амбиций. Экономическая мощь страны - фундамент политической субъектности на мировой арене.
Слова о том, что Россия должна стать страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, - это уже не просто лозунг, а базовая потребность, априори признаваемая практически всем населением страны. Казалось бы, у элит есть понимание необходимости модернизации российского производства. Но есть и большие сомнения в том, что такое понимание сопровождает разработанный масштабный комплекс мер по решению проблемы. А решать ее необходимо именно комплексно: реализуя административную реформу, реформу госслужбы, разрабатывая современную концепцию промышленной политики. Но, что особенно важно, инвестиции в производство должны не просто "латать дыры" на наиболее проблемных направлениях, а выводить на качественно иной уровень технологическую базу предприятий.
В последнее время можно наблюдать две тенденции в промышленной политике. Первая связана с растущим вниманием со стороны власти к необходимости подъема производства, переориентации развития обрабатывающих отраслей промышленности, что становится приоритетной государственной задачей. Вторая ярко проявилась в этом году: стало понятно, что эпоха дикого капитализма 90-х годов уходит в прошлое, а ей на смену приходит новая, рациональная, значительно более социально ответственная и осмысленная. Качественные изменения претерпевает система отношений власти и бизнеса: пока нет определенности по стратегической позиции государства в отношении корпораций, наблюдается отток капитала и рост опасений со стороны инвесторов. Поскольку в обществе есть осознание и этой проблемы, то это выводит модернизацию и общественного уклада, и промышленности на качественно иной уровень.
Сегодня возникает потребность в переосмыслении промышленной политики, в ее новом формате. Прежде всего нужна селекция наиболее перспективных отраслей, выбор предприятий, которые действительно могут оправдать инвестиционные вливания. Необходимо поставить вопрос и о дальнейшей судьбе наиболее отсталых производственных направлений: где-то предприятия должны быть закрыты как абсолютно неперспективные, где-то возможна их реструктуризация или технологическое обновление. Например, в станкостроении отставание от мирового уровня настолько очевидно, что оно становится труднопреодолимым. Возможно, точка возврата пройдена. Зачастую производится оборудование, которое годами лежит на складе: его потребитель далеко в прошлом. В таких условиях государство в своей промышленной политике должно использовать компоненты нового менеджеризма: каждое свое решение оценивать с точки зрения интересов потребителей продукции, тех, на кого направлено это решение, а не на бездумное сохранение дорогого сердцу, но малоперспективного.
Для развития российской промышленности складываются весьма оптимистические предпосылки: экономика России показывает рекордные темпы роста. Это означает, что предприниматель верит в себя, в перспективы своего производства, готов в него вкладывать. Это означает, что и потребитель тоже готов покупать эту продукцию.
Страна подходит к переломному моменту, когда существует реальная надежда на появление качественных изменений в культуре производства. Это неизбежно, если такие изменения востребованы новыми вызовами. Погоня за быстрой прибылью будет постепенно сменяться долгосрочными проектами, концептуальным подходом к производству, ориентацией на общегосударственные интересы.
Прецеденты такие уже есть. В объединении "Станкоимпорт" мы пытаемся увязать задачи возрождения непосредственного бизнеса компании с задачами государственного значения. Это участие в дискуссиях по разработке комплекса государственных мер по направлениям государственной инновационной политики, по модернизации парка технологического оборудования и даже по дерегулированию экономики.
На первый взгляд существует противоречие между статусом нашей компании как государственного унитарного предприятия и задачей снижения регулирующих функций государства. Однако это противоречие - мнимое: именно ослабление непосредственного участия государства в экономике дает стимул для развития производства. Это в полной мере справедливо для нашего объединения, которое зарекомендовало себя в качестве вполне состоявшегося субъекта рыночных отношений, лидера в своей нише рынка. Сегодня задачи "Станкоимпорта" совпадают с вектором государственной политики по обеспечению роста конкурентоспособности продукции отечественной индустрии, обновлению российского машиностроения.
После того как в компанию пришла новая команда менеджеров, был полностью пересмотрен подход к системе управления, которая была модернизирована в соответствии с западными стандартами. Стратегически важным направлением деятельности для нас стала разработка технологической политики предприятий - технологический аудит, технологический консалтинг, новые технологии металлообработки. Наш принцип - комплексность подхода к производителю, а повышение его конкурентоспособности является лучшей оценкой нашей работы.
Мало кто из производителей готов брать на себя задачи анализа мировой конъюнктуры машиностроения и грамотно делать свой выбор в пользу того или иного технологического решения. Мы готовы делать это для наших партнеров. Мало кто готов вкладывать средства в разработку перспективных технологий. Мы реализуем масштабные проекты в этом направлении. Один из них - создание совместно с армянской фирмой "МШАК" производственного центра разработки технологий металлообработки. Аналогов продукции такого центра в России нет. И мы гордимся, что не потратили на проект ни копейки бюджетных средств. Еще одним стратегическим проектом стало сотрудничество с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited: во взаимодействии с "Рособоронэкспортом" "Станкоимпорт" выполняет роль координатора поставок оборудования общепромышленного назначения в Индию по ряду межстрановых соглашений. Развитие таких проектов - прорыв в международной кооперации для нашей промышленности, что, в свою очередь, продвигает и решение узловых проблем модернизации российской экономики.
Следствие реализации нового формата промышленной политики - резкое повышение конкурентоспособности российской продукции, возможность существенного изменения структуры экспорта, пока, к сожалению, по преимуществу сырьевого. Практически у России нет выбора. Либо страна останется аутсайдером мировой экономики, продолжая жить в прошлом веке и пытаясь эксплуатировать остатки советской технологической базы. На фоне патерналистской позиции государства, пытающегося создать условия для сохранения оставшихся в живых после распада СССР технологий, что означает только одно - постепенная смерть промышленности в тепличных условиях.
Либо, если мы примем вызовы XXI века, предъявляющего новые требования к уровню промышленного производства, использованию современных технологий, ставящего экономику на принципиально иную основу функционирования, мы естественным образом оправдаем собственные представления о национальном величии. Россия должна открыть двери для всего того опыта, который уже накоплен в мировой производственной практике. Это, в свою очередь, привнесет образцы самой последней инженерной мысли на почву российской экономики. В этом - основа возрождения российского производства, выхода на совершенно новые рубежи международной кооперации. Только так Россия снова сможет занять место одного из лидеров на наиболее перспективных участках мирового разделения труда и восстановить потерянную мощь.