Ватикан единственное в мире государство нотаблей. Папой Римским может стать только кто-либо из кардиналов.
Фото Reuters
В средневековой истории нотаблями назывался правящий класс феодального государства, владеющий и распоряжающийся всей властью, и только из класса нотаблей мог появиться глава средневековой республики или какой-то иной формы государства.
Сейчас в Европе существует, наверное, единственное в своем роде государство нотаблей - это Ватикан. Папой можно стать лишь после получения сана кардинала. Могут возразить, что так происходит во многих Церквях, но Папа Римский еще и глава государства.
Есть также ряд государств, где президентов избирают члены парламента. Но члены парламента при ближайшем рассмотрении не могут быть отнесены к нотаблям, поскольку подлежат постоянному переизбранию. Более близкий пример - французский сенат, где сенатор избирается членами регионального парламента. Но общая черта всех европейских систем, близких к системе нотаблей (включая классический вариант Ватикана), - это открытость. Там четко прописано (или не прописано, но общеизвестно и с этим согласны большинство), что в государстве существует подобная система.
Нужно сразу отметить, что система нотаблей ничего общего не имеет с монархической политической системой, где действуют иные правила. Так, императорская власть в России всячески защищала народ и себя от попыток введения системы нотаблей (примеры - стрельцы, декабристы, дворянство).
В советской России и в СССР система нотаблей существовала примерно с 1918-1920 гг., а в целом сложилась при Сталине в 30-е гг. XX века. Суть системы советских нотаблей состояла в том, что первым лицом государства мог стать только человек, прошедший все ступени иерархической лестницы от секретаря парткома какого-нибудь завода до члена политбюро ЦК. Нотаблем становился член политбюро. Любые попытки попасть в систему извне были заведомо обречены на провал. По сути дела, система нотаблей должна была рухнуть в 1991 г., и она рухнула. Впрочем, на осколках советской империи - во многих бывших советских республиках - эта система либо была затем восстановлена, либо вообще оставалась в неприкосновенности (Таджикистан, Белоруссия, Азербайджан - самые наглядные примеры).
Что характерно для системы нотаблей? Прежде всего все нотабли принадлежат к одному социальному, образовательному или служебному (партийному) слою. Это закрытая каста, посвящение в которую проходит очень сложно.
Помимо верховной власти нотаблей есть еще подчиненные группы, сформированные по тому же принципу. С советских времен сохранились система Министерства здравоохранения, система МИДа, система МВД, система ФСБ, система Минобороны, система РАН, система Генпрокуратуры и другие.
Система нотаблей ВЛКСМ сегодня полностью разрушена, точнее, распылена. Ее представители разошлись по другим системам, где создали свои бизнес-структуры и работают по иным правилам, чем были приняты в нотаблиате.
Борису Ельцину не хватило сил и времени для полного разрушения или подчинения системы малых нотаблиатов, оставшихся со времен распада Советского Союза. Зато он, по сути дела, сокрушил главный символ системы нотаблиата - КПСС (ее остатки сохранились в виде КПРФ, в которой также воссоздана система нотаблей; яркий пример - Сергей Глазьев, который, несмотря на все попытки, так и не сменил Зюганова на посту лидера партии, хотя это вполне отвечало бы ее интересам).
Ельцин разрушил систему ВЛКСМ, но ВЦСПС вовремя перелицевался в Федерацию независимых профсоюзов России, которая занимается лишь политическими акциями и управляет 9 миллиардами долларов собственности, а не защищает интересы рядовых работников. Вообще малые подгруппы нотаблей (чиновники) сохранили свое социальное и психологическое единство.
Ельцин интуитивно чувствовал опасность, исходившую от поменявших название, но не сущность советских институтов. Он был демократом в полном значении этого слова, демократом-варваром. Отсюда его разгромы министерств (КГБ-МГБ-ФСК-ФСБ), постоянные слияния и разъединения ведомств, отсюда создание новых демократических институтов - СМИ, партий, работающего парламента и правительства, Счетной палаты, новых министерств, крупных корпораций. Другим направлением работы Ельцина было назначение на главные посты в ведомствах людей, которые не являются частью системы или покинули ее, - Евгения Примакова директором СВР и главой МИДа, или Игоря Родионова министром обороны без мундира.
Но, разрушив систему нотаблей, Ельцин остался ни с чем - он не создал реального механизма смены политического класса, для начала хотя бы путем формирования правительства на парламентской основе. Единственная успешная попытка такого рода - сформированное в 1998 г. правительство Примакова. Завершить реформы не удалось: требовалось еще 10-15 лет напряженной работы, но при демократической системе, которая может порождать нотаблей, это оказалось невозможным.
Приход Путина был встречен с надеждой на стабильность, и в 2000-2003 гг. он, в общем, придерживался курса на стабильность, проводя разумную экономическую политику и восстанавливая доверие к России со стороны Запада, но осенью 2003 г. сорвался или позволил себя "сорвать". Отыгрывание назад, назначение на посты в президентской администрации Дмитрия Медведева и юристов не из класса нотаблей - все это не заявка на реальные реформы, это четвертьмеры. Путина можно понять: у него мало времени, как и у Ельцина, и нет, похоже, определенного проекта, а если упадут цены на нефть, то вообще ситуация окажется плачевной. Что касается прогноза развития ситуации на ближайшие 5 лет, то он достаточно пессимистичен, поскольку система нотаблей проигрывает более открытым системам. Она нормально существует в бескризисное время, но перед серьезными проблемами пасует, как это произошло в СССР в 1985-1991 гг.
Экономические проблемы, неравномерное распределение бюджета, отсутствие альтернатив заводят систему нотаблей в тупик. Страны Европы стремятся стать еще более демократическими, избавляясь от признаков нотаблиата, у нас же происходит как раз обратный процесс.
В России в 1999-2000 гг. к власти пришел один из самых сильных нотаблиатов Советского Союза, ранее всегда находившийся в тени, - представители спецслужб. Они уже не хотят исполнять лишь служебные функции, они хотят быть правящим слоем. События осени 2003 г. доказали, что в стране, по сути дела, восстановлена система советского нотаблиата.
И здесь наблюдаются интересные тенденции. Правящий класс новых нотаблей стремится гарантировать себя от неожиданностей, назначая своих представителей на главные посты в малых нотаблиатах - армии, МВД и т.д. Новые министры устраивают охоту на "оборотней", чтобы держать подчиненную им систему под контролем.
Лакмусовой бумажкой, сигнализирующей о приходе новых нотаблей, стала реакция на заявленное Михаилом Ходорковским в интервью одному немецкому журналу в марте 2003 г. желание баллотироваться в президенты в 2008 г. (именно после этого против главы ЮКОСа было начато уголовное дело). Кажется, Конституция гарантирует гражданину России такое право? Но нет, господа, президентом может теперь стать лишь представитель нового правящего нотаблиата. Только нужно в этом честно признаться, как Папа Римский.