Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам ноября текущего года. 67 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", Н.Вардуль - ИД "КоммерсантЪ", А.Ефимов - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "КоммерсантЪ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко - Центр национальных исследований, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, В.Лебедев - "Деловая Россия", Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - Аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", А.Хазин - Республиканский центр развития предпринимательства, И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Недавнее перераспределение обязанностей в руководстве администрации президента привело к появлению новых персоналий в номинации "профессионалов". Заметное увеличение "веса" Дмитрия Козака прежде всего связано со значительным расширением его аппаратных полномочий - в качестве первого зама главы администрации Козак стал, в частности, курировать работу всей судебной системы и Генеральной прокуратуры. Аналитики отмечают, что деятельность последней ранее никто официально не курировал.
Заместитель главы администрации Игорь Шувалов, кроме контроля над экономическим блоком, будет координировать проведение административной реформы, а также подготовку и реализацию приоритетных национальных проектов - таких, как удвоение ВВП и развитие ипотеки. Столь широкие полномочия Шувалова, по мнению некоторых экспертов, дадут ему возможность в какой-то степени контролировать работу правительства.
В этой же номинации несколько улучшились позиции руководителя Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского. В его актив можно занести посещение Владимиром Путиным съезда РСПП, где президент сделал важное для предпринимателей заявление, назвав несправедливой продажу земельных участков под приватизированными предприятиями. Правда, принципиальный вопрос о выработке правил взаимодействия между бизнесом и властью на съезде так и не обсуждался.
Также увеличился рейтинг главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна - основного лоббиста интересов банковского сообщества. В ноябре он организовал сразу три масштабных мероприятия - российско-китайский форум в Пекине, Всероссийский банковский форум в Нижнем Новгороде и Международную научно-практическую конференцию в Казани. Причем эксперты оценивают китайский форум как прорыв в сотрудничестве финансовых систем двух стран.
Аппаратная победа над Федеральной комиссией по ценным бумагам принесла дополнительные очки министру экономического развития и торговли Герману Грефу. Дело в том, что правительство приняло именно его предложения по регулированию финансовых рынков. На первом этапе будет создан орган по координации действия всех финансовых регуляторов, затем они будут объединены в единое ведомство. Еще более удачным ноябрь оказался для вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, который снова стал первым в своей номинации. Госдума окончательно приняла проект бюджета на следующий год, а также лоббируемый министром правительственный законопроект о стабилизационном фонде. Кроме того, с подачи Кудрина Госдума решила ликвидировать три российских "внутренних офшора".
Один из них находится на Чукотке, и налоговыми льготами здесь пользуются связанные с "Сибнефтью" компании. Тем не менее, несмотря на решение Госдумы, рейтинг губернатора Чукотки, известного предпринимателя Романа Абрамовича, повысился. На мнение респондентов могло повлиять недавнее решение "Сибнефти" приостановить свое слияние с ЮКОСом. Судя по всему, Абрамович считает, что, учитывая возросшие в последнее время политические риски ЮКОСа, "Сибнефть" вправе рассчитывать на большую долю в капитале и руководящие менеджерские посты в объединенной компании. Аналитики не исключают того, что решение Абрамовича согласовано с Кремлем.
А лидерство в этой номинации упрочил столичный мэр Юрий Лужков. Положительная динамика его рейтинга, по-видимому, связана с передачей из федеральной в городскую собственность более 60% акций ОАО "Аэропорт Внуково". Интересно, что московское правительство лоббировало это решение более трех лет.
В номинации "первых лиц" немного снизился рейтинг главы администрации президента Дмитрия Медведева. После упомянутого выше перераспределения обязанностей в администрации у него оказалось меньше полномочий, чем было у Александра Волошина. В частности, экономический блок отошел к его заму Игорю Шувалову.
Ухудшение позиций Ильи Южанова (Министерство по антимонопольной политике) можно связать с тем, что Пенсионный фонд России не поддержал лоббируемый МАПом проект, направленный на допуск банков к инвестированию накопительной части пенсий граждан. Рейтинг Сергея Веремеенко (Межпромбанк), участвующего в выборах президента Башкортостана, наоборот, возрос. Ему удалось одержать победу в затяжной борьбе с избиркомом республики, который долго отказывался его регистрировать. Но после того как Веремеенко поддержал и зарегистрировал ЦИК России, башкортостанский избирком вручил ему удостоверение кандидата в президенты республики.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В ноябре 2003 г. | В октябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 4,17 | 4,24 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,15 | 4,20 |
3 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,13 | 4,17 |
4 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,11 | 4,10 |
5 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 4,01 | 4,03 |
Сильная эффективность | |||
6 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,96 | 3,98 |
7 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,73 | 3,67 |
8-9 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,67 | 3,71 |
8-9 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,67 | 3,61 |
10 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,65 | 3,65 |
11-12 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,63 | 3,60 |
11-12 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,63 | 3,60 |
13 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,61 | 3,57 |
14 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк, Фонд содействия развитию регионов) | 3,60 | 3,42 |
15 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠Еврофинанс■) | 3,58 | 3,56 |
16 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,56 | 3,57 |
17 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания ⌠Новые программы и концепции■) | 3,47 | 3,45 |
18 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 3,35 | 2,87 |
19 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■, Группа БИН) | 3,32 | 3,34 |
Средняя эффективность | |||
20 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) | 2,84 | 2,96 |
21 | Богданчиков С.М. (Роснефть) | 2,60 | 2,56 |
22 | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,53 | 2,56 |
23 | Рейман Л.Д. (Министерство по связи и информатизации) | 2,47 | 2,43 |
24-25 | Коган В.И. (банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 2,40 | 2,45 |
24-25 | Усманов А.Б. (Газпроминвестхолдинг) | 2,40 | 2,35 |
═ | Средний рейтинг | 3,45 | 3,43 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В ноябре 2003 г. | В октябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,43 | 4,37 |
2 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,20 | 4,23 |
3 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,17 | 4,15 |
4 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,08 | 4,03 |
5 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,05 | 3,90 |
6 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия–Алания) | 4,03 | 4,10 |
Сильная эффективность | |||
7-8 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,94 | 3,91 |
7-8 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,94 | 3,90 |
9 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,75 | 3,72 |
10-11 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,48 | 3,31 |
10-11 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,48 | 3,65 |
12 | Кадыров А.-Хаджи. (Чеченская Республика) | 3,23 | 3,28 |
13 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 3,02 | 3,07 |
Средняя эффективность | |||
14 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,61 | 2,54 |
15 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,51 | 2,42 |
16-17 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,50 | 2,54 |
16-17 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 2,50 | 3,06 |
18 | Евдокимов Ю.А. (Мурманская область) | 2,32 | 2,23 |
19 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,25 | 2,27 |
20 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,21 | 2,20 |
21 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) | 2,19 | 2,27 |
22-23 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,17 | 2,20 |
22-23 | Говорин Б.А. (Иркутская область) | 2,17 | 2,05 |
24 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,10 | 2,19 |
25 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,05 | 2,07 |
═ | Средний рейтинг | 3,10 | 3,11 |
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В ноябре 2003 г. | В октябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,62 | 4,57 |
2 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,50 | 4,59 |
3 | Алешин Б.С. (федеральное правительство) | 4,18 | 4,15 |
4 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,15 | 4,07 |
5 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,13 | 4,23 |
6 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 4,05 | 4,06 |
Сильная эффективность | |||
7 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,84 | 3,77 |
8 | Шувалов И.И. (администрация президента) | 3,80 | 2,51 |
9-10 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,74 | 3,74 |
9-10 | Козак Д.Н. (администрация президента) | 3,74 | 2,49 |
11 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,73 | 3,72 |
12 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,67 | 3,81 |
13 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,59 | 3,52 |
14 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,56 | 3,61 |
15 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,52 | 3,50 |
16 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,33 | 3,30 |
17 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,10 | 3,12 |
18 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, ⌠ФосАгро■) | 3,07 | 3,07 |
19-20 | Шохин А.Н. депутат Госдумы, ⌠Ренессанс Капитал■) | 3,05 | 3,30 |
19-20 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,05 | 3,13 |
Средняя эффективность | |||
21 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,78 | 2,83 |
22 | Генералов С.В. (депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) | 2,75 | 2,71 |
23 | Юргенс И.Ю. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,74 | 2,71 |
24-25 | Кулик Г.В. (депутат Госдумы) | 2,59 | 2,53 |
24-25 | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,59 | 2,55 |
═ | Средний рейтинг | 3,51 | 3,43 |
Агентство экономических новостей, 2003