Планы по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) - не первая попытка "воссоздать", разумеется, в определенных пределах, Советский Союз. Достаточно вспомнить превратившийся в декорацию Союз Независимых Государств или регулярно оживляющую - но и не более - ленты информагентств идею создания союзного государства с Белоруссией. Будет ли эта попытка удачной или повторит судьбу предшественников? Последние события заставляют предположить, что ЕЭП так и останется "декларацией о намерениях".
Почему? Казалось бы, что отстроенная Владимиром Путиным жесткая властная вертикаль, хорошо управляемое чиновничество и совершенно однозначно высказанное первым лицом страны пожелание создать единое интегрированное экономическое пространство обрекают идею на успех. Тем не менее внимательный анализ проблемы приводит нас к неутешительному выводу о "плохой, но недолгой" жизни нового надгосударственного образования. Чтобы разобраться в истоках проблем, необходимо вспомнить о тех трех китах, на которых предполагается построить ЕЭП.
Во-первых, экономика. Как бы много ни говорили о необходимости защиты внутреннего производителя, для всех очевидно, что пока никаких новых производственных мощностей ни Россия, ни другие потенциальные члены "союза" не создали. Все мы живем на руинах империи или, если угодно, в рамках одного - советского экономического комплекса с тем разделением труда, которое навязано нам Госпланом. Создать дублирующие мощности значительно сложнее, чем нарисовать границу на карте, не говоря уж о том, что создавать их далеко не всегда рационально и эффективно.
Еще один фактор - политика. Несмотря на то что с момента развала СССР прошло 12 лет, идея единого государства как прекрасный миф еще жива в сердцах граждан, читай - избирателей. Пускай путешествие из Киева в Астану на поезде без двух таможен теперь, видимо, навсегда останется сказкой, но эта сказка греет сердца и является благодатной почвой для предвыборных заявлений.
Экономические и политические предпосылки для создания ЕЭП хорошо известны. О них говорят, пишут, они звучат в выступлениях официальных лиц и аналитических материалах. Значительно реже говорят о не менее значимой причине - геополитике.
Теряя сомнительные выгоды от протекционистских барьеров, при создании ЕЭП Россия выигрывает несомненное - влияние на ситуацию у "экономически единых" соседей. Если для Белоруссии и Казахстана с важностью этого обстоятельства еще можно поспорить, то в случае Украины возможность активно участвовать в политических процессах сложно переоценить. Будущие президентские выборы, которые состоятся летом 2004 года, будут для Украины - и для России! - принципиальными. "Эра Кучмы" так или иначе заканчивается, и для всех крайне важно, кто придет ему на смену: пророссийски настроенный (или как минимум лояльный по отношению к Москве) политик либо националисты, ориентированные исключительно на Запад. Появление на украинской политической сцене подобных персонажей - а ими ненька-Украина богата до чрезвычайности - будет означать возникновение новых глобальных проблем политического и экономического свойства. Под большим вопросом может оказаться и нефтегазовый транзит (а пути в обход Украины пока нет), и крупная собственность, которая уже принадлежит российским промышленным группам, например тот же ЛИНОС, владельцем которого является ТНК, или Харцызский трубный завод, значительная часть акций которого принадлежит "Газпрому"┘ О политических последствиях возникновения в непосредственной близости к России агрессивно настроенного и враждебного соседа можно даже не упоминать.
В этой ситуации наиболее естественным и логичным выходом для России является поиск и "вербовка" естественных союзников - тех сил в Украине, которые непосредственно заинтересованы в интеграционных связях с восточным соседом и вполне могут защитить российские интересы. Искать таких союзников долго не надо, они отлично известны. Это крупные промышленные группы, давно и тесно привязанные к России и российскому рынку. В отличие от политиков, имеющих (и это не зависит от национальности) дурную привычку раздавать диаметрально противоположные обещания разным слушателям, именно украинские промышленные и финансовые группы сами заинтересованы в том, чтобы максимально сблизить позиции, играть по единым правилам, платить по единым тарифам. Именно они представляют ту реальную силу, которая поможет России сохранить влияние на постсоветском пространстве.
ЕЭП является уникальной и очень удобной площадкой для реализации далеко идущих политических планов российского руководства. В отличие от прямой политической поддержки, которая далеко не всеми, в том числе и в Украине, воспринимается однозначно, экономическая интеграция противников не имеет. Не имеет противников и товарооборот, который только за последние 9 месяцев текущего года составил 9,2 млрд. долларов и поставил своеобразный рекорд, став самым большим за последние пять лет.
Однако в последнее время все чаще возникает ощущение, что ЕЭП не только не возникнет: не будут ратифицированы даже первичные договоренности, достигнутые главами государств на ялтинском саммите. Тут и злосчастная Тузла, и активная информационная кампания, авторы которой пытаются убедить общественность в том, что Украина не хочет (не может, не собирается и т.д.) участвовать в ЕЭП, и трубы с металлом. Казалось бы, Россия как организатор и основная движущая сила ЕЭП должна была в первую очередь отказаться от необоснованно жестких и прямо противоречащих идее Единого экономического пространства мер по защите внутреннего рынка, но не тут-то было┘
Все это вместе убеждает, принятое на высшем уровне решение о стратегическом партнерстве с наиболее значимыми для России соседями "постсоветского" блока саботируется на уровне чиновничества и капитала. Выросшие в тепличных условиях защиты внутреннего рынка, наши промышленники откровенно не хотят никакой интеграции - ни в ВТО, ни в более "мягкое" с точки зрения норм и правил ЕЭП. В этой ситуации и швеллер, и остров представляются не более чем поводами, позволяющими списать собственные проблемы на соседа. А то, что в качестве противника выбрана именно Украина, а не Казахстан┘ Так они все равно наше пиво "пЫвом" называют.
У ЕЭП остается лишь одна надежда - надежда на то, что В.Путин все-таки не захочет становиться случайным персонажем в истории и доведет дело интеграции до конца.