- Какова ваша оценка итогов выборов?
- Они характеризовались очень высоким процентом явки избирателей - 45% против 35% в прошлом году. И конечно, неожиданной для многих стала столь внушительная победа демократических сил над пропекинскими и проправительственными партиями.
- В свете столь явного сдвига в сторону демократических партий возможно ли теперь ставить вопрос о прямых и всеобщих выборах главы администрации Гонконга?
- Мне кажется, правительство теперь будет более внимательно прислушиваться к мнению людей, их стремлению осуществлять свой собственный выбор, в том числе в том, что касается прямых выборов главы администрации.
- Как последние события могут отразиться на главе администрации Специального административного района Гонконг (САРГ) Дун Цзяньхуа?
- Дун Цзяньхуа был назначен Пекином, пользуется поддержкой пропекинских партий. Но после 1 июля некоторые из них изменили точку зрения и начали отказывать ему в поддержке...
- Может ли Пекин прибегнуть к более радикальным мерам в случае, если Гонконг будет все более выходить из повиновения?
- В принципе такая возможность существует. Но в нынешней политической ситуации это вряд ли случится. Во-первых, потому что большинство населения Гонконга не намерено предпринимать что-либо против пекинского правительства. Все мы, гонконгцы, включая демократов, в действительности хотим, чтобы город продолжал пребывать в состоянии стабильности. И в этом смысле наше стремление вполне совпадают с желанием Пекина. Вот почему демонстрация 1 июля, как и последующие, более скромные по масштабам, носили исключительно мирный характер и не сопровождались никакими эксцессами.
- Но ведь вы выражали большое недовольство предлагавшимся правительством законопроектом по статье 23, предусматривавшим драконовские меры против любых проявлений "подрывной деятельности" и т. д.
- Против чего мы выступали и выступаем - чтобы законодательство по статье 23 принималось слишком поспешно... Конечно, мы хотим больше демократии, чтобы мы могли выбирать главу администрации, законодательное собрание и т.д.
- Почему Пекин боится, чтобы в Гонконге было больше демократии? Ведь приход демократически избранного парламента и главы администрации вряд ли подорвет концепцию "одно государство - два строя"?
- Просто они, когда говорят о стабильности, хотят все держать под контролем. Это устаревший способ мышления Компартии. Хотя даже в самом Китае вследствие продолжающихся экономических реформ правительство уже не может контролировать все, и изменения постепенно охватывают и социальную, а также политическую сферу. Вообще же им не следует очень беспокоиться. Ведь гонконгцы все же считают себя китайцами, и большинство из нас поддерживают очень тесные связи с континентальным Китаем. Мы очень тесно связаны с Китаем и деловыми узами. Так что невозможно себе представить, чтобы мы выступали против власти суверена. Но противоречие состоит в том, что гонконгцы все же хотят принимать решения сами.
- А не нужен ли пекинским лидерам столь жесткий политический контроль, чтобы создать привилегии для "своего" бизнеса? А в политическом плане - "застраховаться" на случай обострения региональной ситуации?
- Возможно. Но главное все же в устаревшем мышлении: они хотят контролировать все. Они уверены, что это наилучший метод. Но если они будут продолжать этого добиваться, то ситуация быстро перейдет в состояние конфликта между гонконгским правительством и народом. Народ уже очень недоволен нынешним правительством.