Чиновник тем отличается от интеллигента, что обязан мыслить конкретно. Конкретное мышление необходимо и полезно в его работе, но оно может привести к разрушительным результатам в более тонких сферах. Именно это произошло, когда волею чиновников недавно была остановлена добыча нефти на Талаканском месторождении. Уже в ближайшее время это может привести к весьма конкретным, причем крайне неблагоприятным последствиям - этой зимой может замерзнуть Якутия.
Краткая справка
Талаканское месторождение было открыто в 1997 г. геологами якутской компании "Ленанефтегаз". Его извлекаемые запасы оцениваются в 124 млн. тонн нефти и 47 млрд. кубометров газа. Специалисты "Ленанефтегаза" разработали и реализовали проект освоения месторождения и, естественным образом, в течение нескольких лет занимались добычей "своей" нефти, доведя ее до уровня 280 тыс. тонн в год. Нефть эта имеет жизненно важное значение для Республики Саха. Ее качество настолько высоко, что без переработки она напрямую идет в котельные и на электростанции республики, являясь единственным доступным для этой дальней республики энергетическим источником. Думаю, никому не надо напоминать, что "полюс холода" нашей планеты находится именно в Якутии.
Слово "своей" я поставил выше в кавычки, потому что нефть Талаканского месторождения для "Ленанефтегаза" своя лишь по праву первооткрытия и по территориальному принципу. По существующим в нашей стране правилам она должна иметь полноправного собственника. Такового пока нет, потому что по разным причинам на двух уже проведенных аукционах хозяина определить не удалось. Третий будет проведен в мае следующего года. Так что до 11 октября компания "Ленанефтегаз" добывала нефть по временным лицензиям, которые ей выдавало МПР. Каждый действовал конкретно: министерство четко выполняло свои прямые обязанности, нефтяная компания добывала нефть.
Якутия жила в тепле. Все были довольны.
Внезапно все переменилось
Все изменилось в июне. Внезапно МПР вместо годовой выдало талаканским нефтедобытчикам лишь месячную лицензию. Потом еще две. Срок действия последней закончился 10 октября. Продолжения не последовало. С 11 октября компания "Ленанефтегаз" была вынуждена прекратить добычу. В начале ноября лицензия была вручена "Сургутнефтегазу". Однако эта компания до сих пор не приступила к добыче нефти. Более того, она не сможет сделать этого ни в ближайшее время, ни как минимум до лета следующего года. Потому что Минприроды в силах распорядиться лицензией на добычу нефти, но имущество компаний, которых она лишает лицензии, находится вне его власти.
А вся инфраструктура Талаканского месторождения принадлежит тому, кто ее создавал, - компании "Ленанефтегаз". У "Сургутнефтегаза", вся деятельность которого никогда не распространялась за пределы Ханты-Мансийского автономного округа, ничего в Якутии нет, и никакого своего оборудования эта компания в зимних условиях ни завезти, ни тем более установить там не сможет.
Если бы Минприроды, решая вопрос с лицензией, мыслило конкретно, оно никогда не сотворило бы того, что, увы, произошло.
Катастрофа
Мы уже говорили, что топливо в систему энергоснабжения Якутии поступает фактически с колес. Запасы его весьма невелики. Так что даже кратковременная остановка добычи может обернуться тяжелыми последствиями.
Чувствуя, к чему клонится дело, депутаты Государственного собрания Республики Саха еще в сентябре обратились напрямую к президенту России. Такое развитие событий, писали они, "ставит под угрозу жизнь населения Якутии в зимний период". И еще: "отсутствие лицензии (у "Ленанефтегаза") предполагает прекращение предприятию всех видов деятельности и как следствие увольнение тысяч работников ОАО "Ленанефтегаз", что может привести к социальному взрыву".
Угроза жизни всему населению и социальный взрыв - это действительно катастрофа.
Депутаты хорошо знают то, о чем пишут. Они знают, что в якутском климате законсервировать на зиму оборудование на буровых - это значит не просто потерять его, но и реально оставить Якутию, где средняя температура зимой опускается ниже 50 градусов, без тепла.
Они понимают, что "прекращение всех видов деятельности" "Ленанефтегаза" означает катастрофу не только для полутора тысяч сотрудников этой компании, но и для многочисленных смежников и членов семей.
Все это до последнего момента прекрасно понимали и члены правительства Якутии, без которых решение о смене нефтедобывающей компании не могло быть принято. Однако внезапно понимать перестали.
Ответственность "Сургутнефтегаза"
О ней надо сказать отдельно и специально. Ведь работает эта компания не на Канарских островах, а в условиях, близких к якутским. И о том, что ждет их самих в Республике Саха и чем грозит ее жителям такая "смена лошадей", в компании знают совершенно конкретно и гораздо лучше нас с вами.
Причина неизвестна - может быть, таинственные флюиды, но факт остается фактом: они приняли это решение, а значит, полностью и осознанно взяли на себя ответственность за все, что начиная с 11 октября происходило и будет происходить в Якутии. Ответственность за тепло и свет в домах и на предприятиях республики, за всеобщее выживание, за ухудшение жизни безработных якутских нефтяников и их смежников, оставшихся без средств к существованию, за уменьшение этих средств у беззащитных стариков, с пенсиями которых возникнут трудности из-за того, что налоги потекут теперь не в якутскую, а в ханты-мансийскую казну┘
Пока присутствие "Сургутнефтегаза" не сулит жителям Якутии ничего хорошего. Компания не только не собирается начинать добычу, но и скрывает, когда и как она собирается это сделать. "Сургутнефтегаз" может подождать и до будущей навигации - его в отличие от ЮКОСа, в чей холдинг входит "Ленанефтегаз", за нарушение условий лицензионного соглашения Минприроды трогать не будет. А вот якутам до навигации в отсутствие тепла в их домах дожить до будущего лета будет намного сложнее. Но "Сургутнефтегаз" это, похоже, не очень беспокоит.