Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам октября текущего года. 68 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", Н.Вардуль - ИД "КоммерсантЪ", А.Ефимов - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "КоммерсантЪ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь", и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (Ю.Бондаренко - Центр национальных исследований, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, В.Лебедев - "Деловая Россия", Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", А.Хазин - Республиканский центр развития предпринимательства, И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали лоббисты-"профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Наибольшее влияние на рейтинг по итогам октября оказали два фактора - смена руководства администрации президента и события вокруг ЮКОСа. Из рейтинговой таблицы в номинации "первых лиц" выбыл ее бессменный лидер, экс-глава администрации Александр Волошин. Многие аналитики связывают отставку Волошина с арестом теперь уже бывшего руководителя нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Это последнее событие привело к резкому ухудшению позиций Ходорковского, который также покинул рейтинговую таблицу. Также ниже 25-го места, но уже в номинации "профессионалов" опустился соратник Ходорковского и совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин, находящийся сейчас за границей.
Преемник Волошина, его бывший заместитель Дмитрий Медведев на новом посту был высоко оценен экспертами и сразу занял место в "призовой тройке". Интересно, что до этого назначения Медведев уже обладал достаточно высоким рейтингом в номинации "профессионалов".
В результате упомянутых изменений лидером в номинации "первых лиц" после долгого перерыва стал глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. По-видимому, эксперты позитивно оценили его решение самостоятельно снизить на 20% тарифы на электроэнергию для населения пяти регионов страны. Этот удачный лоббистский ход создал благоприятный фон для проводимой Чубайсом реформы электроэнергетики, а также принес нужные в предвыборный период очки "Союзу правых сил", главным идеологом которого он является.
Также увеличился рейтинг Сергея Веремеенко (Межпромбанк). На саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества он в качестве утвержденного президентом члена делового консультационного Совета АТЭС небезуспешно лоббировал интересы российского бизнеса, прежде всего в вопросе конвертируемости юаня.
В региональной номинации на первом месте удержался московский мэр Юрий Лужков, сделавший важный шаг к контролю над столичной электроэнергетикой. Дело в том, что по его соглашению с Анатолием Чубайсом правительство Москвы может оказаться собственником контрольного пакета акций в электросетевой и теплосетевой городских компаниях, которые в результате реформы будут выделены из состава "Мосэнерго". Впервые третье место в этой номинации занял ярославский губернатор Анатолий Лисицын. Прежде всего благодаря его лоббистским возможностям область в октябре успешно разместила крупный облигационный заем. Рейтинг президента Чечни Ахмада Кадырова, наоборот, понизился. В октябре Совет Государственной Думы отклонил его просьбу о внеочередном рассмотрении проекта постановления о продлении амнистии в республике для участников незаконных вооруженных формирований до 1 декабря.
В региональной номинации дебютировала Валентина Матвиенко, недавно избранная губернатором Санкт-Петербурга. Она сразу вошла в первую пятерку - поддержка Матвиенко Кремлем ни у кого не вызывает сомнений.
В номинации "профессионалов" продолжил восхождение по рейтинговой таблице вице-премьер Борис Алешин. В октябре правительство приняло лоббируемую им концепцию развития государственной финансовой поддержки промышленного экспорта, а также согласилось с предложениями вице-премьера упразднить более ста избыточных и дублирующих функций министерств и ведомств. Аналитики предполагали, что Алешин предложит лишить комиссию вице-премьера Виктора Христенко возможности регулировать доступ к магистральным нефтепроводам. Однако этого не произошло, и Христенко сохранил свой высокий рейтинг. Положительная динамика рейтинга еще одного вице-премьера - министра финансов Алексея Кудрина, по-видимому, связана с успешным прохождением в Госдуме во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на следующий год. Причем впервые к проекту бюджета депутаты не внесли ни одной поправки.
Рейтинг руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского и Игоря Юргенса, наоборот, снизился. На мнение экспертов могло повлиять то, что президент Владимир Путин, в том числе в ответ на письмо руководства РСПП с просьбой о встрече по "делу ЮКОСа", предложил "прекратить истерику".
Интересно, что лидерство в этой номинации, несмотря на заметные кадровые перемены в администрации президента, сохранил заместитель ее главы Владислав Сурков. Именно он успешно курирует внутреннюю политику Кремля.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В октябре 2003 г. | В сентябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 4,24 | 4,17 |
2 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,20 | 4,20 |
3 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,17 | 4,13 |
4 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,10 | 4,12 |
5 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 4,03 | 4,08 |
Сильная эффективность | |||
6 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,98 | 3,96 |
7 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,71 | 3,67 |
8 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,67 | 3,69 |
9 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,65 | 3,65 |
10 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,61 | 3,59 |
11-12 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,60 | 3,59 |
11-12 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,60 | 3,57 |
13-14 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,57 | 3,45 |
13-14 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,57 | 3,56 |
15 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠Еврофинанс■) | 3,56 | 3,54 |
16 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания ⌠Новые программы и концепции■) | 3,45 | 3,43 |
17 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк, Фонд содействия развитию регионов) | 3,42 | 3,36 |
18 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■, Группа БИН) | 3,34 | 3,31 |
Средняя эффективность | |||
19 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) | 2,96 | 2,91 |
20 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 2,87 | 2,91 |
21-22 | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 2,56 | 2,52 |
21-22 | Каданников В.В. (АвтоВАЗ) | 2,56 | 2,50 |
23 | Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) | 2,48 | 2,50 |
24 | Коган В.И. (банкирский дом ⌠Санкт-Петербург■) | 2,45 | 2,41 |
25 | Рейман Л.Д. (Министерство связи) | 2,43 | 2,40 |
Средний рейтинг | 3,43 | 3,48 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В октябре 2003 г. | В сентябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,37 | 4,31 |
2 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,23 | 4,26 |
3 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 4,15 | 4,08 |
4 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия–Алания) | 4,10 | 4,13 |
5 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,03 | - |
Сильная эффективность | |||
6 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,91 | 3,87 |
7-8 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 3,90 | 4,03 |
7-8 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,90 | 3,96 |
9 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,72 | 3,69 |
10 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,65 | 3,69 |
11 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,31 | 3,25 |
12 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,28 | 3,44 |
13 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 3,07 | 3,10 |
14 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 3,06 | 3,25 |
Средняя эффективность | |||
15-16 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,54 | 2,52 |
15-16 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,54 | 2,58 |
17 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,42 | 2,46 |
18-19 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,27 | 2,30 |
18-19 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) | 2,27 | 2,30 |
20 | Евдокимов Ю.А. (Мурманская область) | 2,23 | 2,19 |
21-22 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,20 | 2,30 |
21-22 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,20 | 2,23 |
23 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 2,19 | 2,17 |
24 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,12 | 2,10 |
25 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,07 | 2,10 |
Средний рейтинг | 3,11 | 3,06 |
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В октябре 2003 г. | В сентябре 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,59 | 4,55 |
2 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,57 | 4,52 |
3 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,23 | 4,17 |
4 | Алешин Б.С. (федеральное правительство) | 4,15 | 4,08 |
5 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,07 | 3,93 |
6 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 4,06 | 4,04 |
Сильная эффективность | |||
7 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,81 | 3,78 |
8 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,77 | 3,79 |
9 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,74 | 3,64 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,72 | 3,75 |
11 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,61 | 3,64 |
12 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,52 | 3,57 |
13 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,50 | 3,53 |
14-15 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,30 | 3,25 |
14-15 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы, ⌠Ренессанс Капитал■) | 3,30 | 3,31 |
16 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,13 | 2,87 |
17 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,12 | 3,14 |
18 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, ⌠ФосАгро■) | 3,07 | 3,05 |
Средняя эффективность | |||
19 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,83 | 2,87 |
20-21 | Генералов С.В. (депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) | 2,71 | 2,59 |
20-21 | Юргенс И.Ю. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,71 | 2,78 |
22 | Язев В.А. (депутат Госдумы, Российское газовое общество) | 2,67 | 2,72 |
23 | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,55 | 2,61 |
24-25 | Кулик Г.В. (депутат Госдумы ) | 2,53 | 2,50 |
24-25 | Маслюков Ю.Д. (депутат Госдумы, Ассоциация операторов евразийского рынка птицы) | 2,53 | 2,52 |
Средний рейтинг | 3,43 | 3,50 |
Агентство экономических новостей, 2003