Западный капитал потянулся в Россию. British Petroleum объявила о создании совместного предприятия с ТНК, рыночная капитализация которого составит 50%, равна 16 млрд. долл. Сегодня крупнейшая российская нефтяная компания "ЮКОССибнефть" ведет переговоры с компаниями ChevronTexaco и ExxonMobil, обе из которых заинтересованы в приобретении значительного пакета ее акций, и вряд ли этим планам помешают известные неприятности отдельных акционеров ЮКОСа.
"В предстоящие 3-5 лет все олигархи либо продадут свою собственность и уедут из России, либо преобразуют свои компании в совместные предприятия вроде British Petroleum-ТНК", - заявляет глава московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" Стефен Дженнингс (Stephen Jennings).
Хотя шальные деньги приходили на российский рынок ценных бумаг на всем протяжении 1990-х годов, иностранные компании крайне неохотно соглашались на стратегические инвестиции. В абсолютном выражении иностранные прямые инвестиции в течение всего постсоветского периода не превышали 4 млрд. долл. в год, а в расчете на душу населения они были существенно ниже, чем в восточноевропейских странах. По данным агентства Dealogic, в прошлом году суммарная стоимость слияний и приобретений в России составила всего 9,3 млрд. долл. В противоположность этому в первые 9 месяцев нынешнего года, как сообщала газета The Financial Times, суммарная стоимость сделок составила 35 млрд. долл., и в Европейской лиге слияний и приобретений (European M&A league) Россия поднялась на пятое место. И этот процесс будет в дальнейшем продолжаться и шириться.
Нынешняя деловая активность западных инвесторов объясняется ощущением, что экономика России стала более стабильной. Чего нельзя сказать о политической жизни в столь привлекательной сегодня для крупного западного капитала стране. Левые идеи КПРФ по-прежнему владеют массами, а кремлевские чиновники не могут предложить электорату ничего, кроме внешнего лоска очередной партии чиновников. И политическая непредсказуемость становится столь же внушительным препятствием для проникновения западных инвестиций в Россию, каким был в середине 90-х миф о русской мафии.
Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшее время транснациональные корпорации озаботятся формированием на политическом поле России "своих" партийных структур, назначение которых нетрудно предугадать: активное лоббирование и защита интересов западного капитала в запутанных коридорах российской власти.
Вряд ли западные олигархи станут, уподобившись братьям Черепановым, изобретать паровоз, который потащит их западные ценности вперед, к избирателю. "Консерватизм" - такое же знакомое идеологическое понятие для представителей крупного западного капитала, как (применительно к России) "водка" и "балалайка". Консервативные партии издревле выражали интересы крупных промышленников, землевладельцев и т.д. К тому же консервативные идеи все более становятся привлекательными в постъельцинской России - прежде всего в активно формирующемся middle class, представители которого сегодня либо вообще не голосуют на выборах, либо голосуют против всех.
Как ни странно, моду на консерватизм хорошо осознают и в Кремле. "Идеология у нас есть - консерватизм, - заявил на одном из семинаров сторонников партии "Единая Россия" заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков. - Но эта идеология не вербализована, мы не знаем, какие писатели нам наиболее близки, какие политические деятели являются нашими идеалами".
Словом, создание на российской почве некоего гибрида Консервативной партии Великобритании и Республиканской партии США - вот задача ближайших лет для западных и доморощенных политтехнологов. Этим, собственно, они и будут заниматься на деньги прежде всего нефтяных корпораций. И процесс вроде бы уже пошел.
Все более внимательно представители крупного западного капитала приглядываются к Консервативной партии России. До последнего времени, кроме звучного названия, КПР не имела ничего - ни харизматичных лидеров, ни четкого представления о самом консерватизме, ни денег на раскрутку. Нельзя исключать, что в ближайшее время у этой партии появится все. А самое главное уже есть - свой избиратель из числа приверженцев г-на "против всех", рейтинг которого на всех губернаторских ли, парламентских выборах у нас неуклонно растет.
Так или иначе, время крупных политических инвестиций в Россию с Запада пришло. И потекут они в хорошо знакомом западным идеологам русле консерватизма, которое пересохло в нашем отечестве в начале прошлого века с приходом к власти большевиков.