0
863
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.09.2003 00:00:00

"Мы - одних взглядов, Кудрин - других"

Тэги: боос, ер, выборы, нп, борьба


- Георгий Валентинович, предвыборный список сулит многим депутатам из ЕР поиски нового места работы, а остальным - подготовку к серьезной кампании. Законотворческий процесс еще не заморожен?

- Думаю, что стимул послужить своему отечеству для всех нас более высокий идеал. Достаточный, чтобы не таить обид на то, что кто-то не оказался в списках или должен бороться в одномандатных округах.

- Многих и этого права не удостоили.

- Таких, которым ничего вообще не досталось, я не знаю. Я, например, буду избираться в своем округе, для меня этот вопрос даже более принципиальный. Я продолжаю считать, что депутат должен быть избран людьми напрямую и он должен уметь смотреть в глаза людям и отвечать за свои дела.

- Тем не менее в списках, которыми располагает "НГ", многие действующие депутаты никак не упомянуты, а значительная часть оттеснена на "непроходные места" представителями различных финансово-политических групп. Партия бедна или же депутаты сплоховали?

- Не вижу ничего плохого в том, что представители бизнеса устремили свои стопы в Госдуму. Значит в ГД реально решаются серьезные проблемы, серьезные вопросы и бизнесу небезразлично, каков будет итог. По всей видимости, бизнес не удовлетворен, как эти вопросы решались последние четыре года.

- Некоторые ваши коллеги по "Единой России" намереваются изменить систему работы Госдумы. Вы могли бы сказать о своей должности - насколько она эффективна? Хотелось бы ее сохранить в будущем составе ГД?

- Все зависит от того, чего от должности ждешь. Почета, уважения, славы - это одно. Если ответственности, работы - другой разговор. Хватает ли у вице-спикера работы? Если понимать под этим лишь ведение заседаний Думы, то, наверное, таких вице-спикеров может быть два-три. Чтобы подменять председателя. Если, кроме этого, осуществлять кураторство ряда стран, выезжать с делегациями, вести переговоры, отстаивать интересы России в этих государствах, курировать какие-то направления деятельности, то тогда вице-спикеров, может, и девяти не хватит. Все зависит от того, как распределить нагрузку между вице-спикерами и насколько при этом они будут чувствовать себя свободными для другой работы, в том числе и политической.

- Можно ли построить работу в Думе более эффективно?

- Можно. Я считаю, что вице-спикеры должны быть не только политическими фигурами, но и функциональными. Курировать они должны тематику вопроса, а не комитеты в чистом виде. Курирование комитетов - не очень правильный подход, поскольку они не сблокированы в экономический блок, социальный блок и так далее. Соответственно вице-спикер курирует не блок, а набор комитетов. Вот я, например, курирую комитет по собственности, комитет по делам общественных и религиозных организаций, комиссию по ипотеке - какая связь? Я был бы более эффективен, если бы курировал конкретные направления. Например, экономические вопросы, связанные с теми же налогами, независимо от того, через какой комитет они проходят. Например, сейчас я отвечаю за налоговую реформу. Но бюджетный комитет курирует другой вице-спикер. Получается столкновение. Законопроекты, которые идут по налоговой реформе, курирую я, а вместе с тем комитет по бюджету курирует другой человек. На мой взгляд, правильнее курировать дело, а не орган.

- Если вы вернетесь в Думу - будете предлагать такие поправки?

- Все зависит от того, кто станет новым председателем. Как он будет видеть организацию работы. Ведь такое предложение по регламенту должен вносить на Совет Думы именно председатель палаты.

- В последнее время на этот пост все чаще прочат кандидатуру Бориса Грызлова. Как вы оцениваете его шансы?

- Очень высоко. Учитывая, что в будущей Думе, так же как и в этой, будет присутствовать центристское пропрезидентское большинство. Насколько оно будет велико, я не возьмусь прогнозировать. Но большинство будет. То, что представительство ЕР в этом пропрезидентском большинстве будет наибольшим по значимости, - это для многих сегодня очевидно. Таким образом, Грызлов, как лидер ЕР, становится одним из основных возможных кандидатов, если не сказать прямо - основным кандидатом на должность председателя Думы. Это с точки зрения его электоральных перспектив. Что касается его человеческих качеств и опыта - он работал главой фракции этого состава, - это должность весьма непростая. Он понимает, как Дума устроена, как она организована, как ведется законодательная практика. Соответственно, определенный опыт, чтобы стать председателем Думы и сделать ее действительно эффективным органом, у него уже есть.

- То есть вопрос о Грызлове фактически решен?

- Этого я знать не могу. Наше пропрезидентское большинство формировалось не только за счет "Единства" и ОВР, но и за счет "Народного депутата" и ряда других объединений. Избрание спикера - вопрос компромиссов.

- Не испортит ли атмосферы в будущей Думе разлад между ЕР и народниками?

- Сейчас в связи с выборами все размежевались. Это обычная вещь. Но консультации, прошедшие по одномандатным округам между ЕР и НП, думаю, будут иметь силу. А все остальное пойдет своим чередом. Что же касается дальнейшей работы, то я предполагаю, что конфигурация не изменится. Если Народная партия сформирует свою фракцию или группу одномандатников - я полагаю, что у них есть все основания, чтобы союзнические отношения сохранить.

- Почему же вы идете отдельно? Действительно ли партии поделили кураторы из высших эшелонов власти?

- Я не считаю, что есть раскол между "Нардепом" и ЕР. В Думе по-прежнему существует четверка, ее координационный совет работает. Отношения по-прежнему товарищеские, и в этом смысле ничего не изменилось. Что касается выборов - они всегда острый процесс. И всегда возникают какие-либо сложности. Например, в одномандатных округах: кто-то оторвался от округа - в округе вырос кто-то другой. Это борьба. Это будет нездоровое болото, если не будет такой борьбы. То, что сегодня "Нардеп" вышел своим списком на выборы, я не считаю признаком раскола. Партия приняла такое решение - это не значит, что кто-то Райкову дал какие-то гарантии и подсказал осмелеть. Он давно уже о таком намерении говорил - превратиться из региональщиков в общефедеральную партию. Что касается электората, то здесь будет некая состязательность между ЕР и "Народным депутатом", конечно. И мы и НП будем завоевывать симпатии одних и тех же избирателей. Но это тоже не так плохо. Кто из нас сумеет быть интереснее, убедительнее, ярче - тому и доверит свои голоса народ. Есть оппозиционные партии - левые, правые, а есть пропрезидентские...

- Так вы будете бороться с союзниками по духу?

- Бороться за симпатии избирателей - не против. И мы будем стараться стать более ответственными и зрелыми. Это подстегнет НП к такому же творчеству.

- А к какому творчеству должна была подстегнуть критика со стороны ЕР в адрес Миронова и его "Партии жизни", например, обвинения в монополизации ПЖ верхней палаты? И действительно ли в ЕР вынашивают планы по созданию в СФ партийных фракций?

- Я вообще не очень понимаю сегодняшнюю конструкцию Совета Федерации. Когда была старая система: губернатор, регион и председатель Законодательного собрания - все ясно. Я не был согласен с такой конструкцией, но я ее понимал. В дальнейшем, считаю, и все к этому идет, правильно перейти к выборному сенату. Сейчас идет дискуссия о способе избрания. При таком подходе, когда это будет выборный сенат, я считаю нормальным приобретение Советом Федерации и партийной окраски. Потому что наличие фракций - наделяет и партию и ее представителей ответственностью перед народом за реализацию своих программных целей, своих обещаний и лозунгов.

- А столько одинаковых по сути партий - ЕР, ПЖ, НП - не введут в заблуждение избирателя?

- Я так не считаю. Тем более, есть тактические вопросы. Например, вопросы управляемости.

- Со стороны спонсоров?

- Да нет - все намного проще. Если 200 человек - то такой фракции даже собраться негде. Соответственно принимать решения коллективные - как? А фракция - это орган коллективный. Нескольким фракциям в процессе консультаций легче принять компромиссное решение - тогда это решение учитывает интересы разных слоев и разных регионов, что очень важно для федеративного государства. Или: кто-то примет решение, а я должен быть машинкой для голосования?

- Но про центристские фракции именно такая молва и ходит: "Единство" голосует по пейджеру┘ Ведь именно это и есть болото.

- В партии постоянно идет дискуссия и борьба. Например, как проводить налоговую реформу. Есть экономический совет московской организации ЕР под руководством Александра Жукова. Например, по всем межбюджетным отношениям пока экономический совет занимал достаточно твердую позицию, и многие члены партии вели жесткие диалоги с правительством. При этом в партии были другие точки зрения, например, Владислав Резник придерживался точки зрения вице-премьера Алексея Кудрина - то есть правительства. И соответственно Резник оппонировал нам - мы ему. Внутри партии идет жесткий диалог. Аналогичная ситуация по закону о предпринимательстве и малом бизнесе. Так называемый пакет, о котором так много трубили. Я считаю, что допущена ошибка и правительство не создало условия для развития в стране малого бизнеса. Наоборот, для малого и среднего возникают трудности определенные - только для кустарного и мелкого, может, и будет какая-то выгода. И я считаю, что к этому вопросу мы еще вернемся. В партии болота нет, это уж точно.

- Как же вы будете искать "компромисс" при формировании партийно-ответственное правительство парламентского большинства, о котором в Послании Федеральному собранию говорил Владимир Путин?

- Я не буду ничего принимать - это будет решение президента. Я как депутат получу право высказаться, в том числе и публично, в отношении кандидата в председатели правительства, которого предложит президент. В отношение состава - это тоже прерогатива президента. Будет ли президент вести консультации с парламентским большинством? Это было бы правильно, правительство получилось бы более однородным - не по партийному признаку, а по взглядам, менталитету. Чего греха таить и скрывать: взять Алексея Кудрина, например. Он соратник Чубайса, многие годы с ним проработал, придерживается ультраправых взглядов. В результате на протяжении многих лет мы имеем профицитный бюджет, тогда как у нас недофинансированы целые отрасли, у нас занижен, явно занижен ВВП, прогноз будущего года явно сделан неправильно. Каждый год мы это говорим, вскрываем, и каждый год мы оказываемся правы. Мы - Кулик, Жуков, Шуба - одних взглядов, Кудрин других. Ничего хорошего. В результате, когда вносится законопроект в Думу, у нас каждый раз "искрит". И конечно, правильно, если такие "искры" будут сниматься. И будет правильно, если правительство будет иметь поддержку в парламенте.

- То есть сегодня президентские фракции не поддерживают ими же предложенное правительство?

- Сегодня у нас президент поддерживается парламентом. А правительство сегодня - не самостоятельный орган по проведению экономических реформ. Нормальное правительство должно отвечать за экономическую политику, за хозяйствование. У нас же все на плечах президента: он и внешнюю политику, и внутреннюю политику, еще и экономическую политику, и хозяйственную политику тащит. Все на нем. Так нельзя.

- А вы считаете возможным как-то изменить систему работы правительства? Может быть, стоит внести в закон о правительстве какие-то изменения?

- Как исправить ситуацию, чтобы на несчастном президенте не висели все? Это вопрос того, как президент будет формировать правительство и какие традиции у нас возникнут. В принципе механизм сам по себе уже давно заложен в Конституции. Государственная Дума имеет инструменты: вынесение недоверия правительству, неутверждение премьера. Кроме того, при непринятии бюджета автоматически возникает правительственный кризис. Сегодня правительство за свою деятельность реально отчитывается перед президентом. Больше ни перед кем. Оно подотчетно, и оно контролируемо фактически только со стороны президента. В результате этого так или иначе правительство через партию ли, или через какой-то другой абсолютно публичный и доступный какой-то орган непосредственной обратной связи с народом не имеет. И это большой минус в сегодняшней конструкции, я считаю. Партийная окраска или блоковая окраска правительства через соответственно его формирование, будет ли это на основе консультаций с партиями, победившими на выборах, это, безусловно, решение президента.

Но так или иначе, правительство должно иметь самостоятельно свою поддержку большинства в Государственной Думе, не через президента, а непосредственно само. То есть правительство должно опираться на парламентское большинство.

- То есть вы сейчас поддерживаете правительство исключительно из симпатии к президенту?

- Конечно. Но, повторюсь, будет лучше, если президент при формировании правительства будет вести консультации с парламентским большинством.

- А о каком консенсусе большинства можно говорить, если из ваших слов следует, что в партии нет единых экономических взглядов? Если президент учтет все пожелания любимой партии, то получится опять очень разносортный кабинет.

- Во-первых, в наших дискуссиях всегда рождается консенсус. Во-вторых, у партии не было единой программы - теперь она есть. Конечно, я не могу не отметить, что многие достижения, о которых говорил на последнем съезде ЕР Борис Грызлов - законы по энергетической реформе, например, - все эти достижения были получены в результате позиции трех базовых фракций в Государственной Думе - фракции "Отечество - Вся Россия", фракции "Регионы России" и фракции "Единство". Но успех в итоге был обеспечен благодаря позиции фракции "Отечество - Вся Россия" и фракции "Регионы России". Тогда как фракция "Единство", например, на комиссии нас не поддерживала по этим позициям: вопросам запретов на веерное отключение и контроля над ростом тарифов, запрета на предоплату. Все, чем мы можем сегодня похвастаться и чем в своем выступлении гордился лидер партии, - все это благодаря позиции двух этих фракций. Но это внутренняя кухня. Это не значит, что мы в безоглядном антагонизме. Просто у партий не было к этому моменту еще выработано программы на этот счет. Она как раз выстраивалась, вырабатывалась, шла внутри партии тоже дискуссия. И в конечном итоге, когда такая дискуссия завершилась и программа наконец была выстроена, то победила точка зрения наша. После этого мы уже смогли занять более определенную позицию усилиями всей партии и всех трех фракций именно эта точка зрения реализовывалась. Но на этапе, когда работала комиссия согласительная, вот на этом этапе еще дискуссия шла внутри у нас достаточно активно, жестко и соответственно вот так у нас расходилась политика.

- Хотите сказать, что теперь, после того как президент пришел на съезд партии, внутри ЕР априори созрели единые решения?

- Нет, я не думаю, что мы придем в режим стерильных отношений: когда одно правильное мнение у руководства партии, а второе неправильное. Я думаю, что дискуссии все равно будут. Тем более я опять же с трудом себе представляю ситуацию, когда мне можно будет заткнуть рот. Я как тот попугай из знаменитых старых хазановских миниатюр, "но я и здесь молчать не стану".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
466
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
535
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
378
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
395

Другие новости