- Игорь Кириллович, почему подводную лодку К-159, которая была выведена из боевого состава нашего флота еще 14 лет назад, только сейчас решили утилизировать?
- Подводная лодка К-159 была спроектирована в ленинградском бюро морского машиностроения "Малахит". Она являлась 10-й из 12 серийных лодок проекта 627А и вступила в строй, войдя в состав Северного флота, в 1963 году. За время плавания лодка выполнила девять боевых походов, прошла более 200 тысяч миль и в общей сложности провела под водой три года.
Было время, когда чуть ли не каждый год вступало в боевой состав Военно-морского флота по 10 лодок. И тогда никто особо не задумывался, что наступит день, когда лодки состарятся и их надо будет утилизировать. Эта проблема всегда была на втором плане. К концу 80-х - началу 90-х гг., когда начался всеобщий развал, в том числе и флота, у нас накопилось более 100 атомных подводных лодок, подлежащих утилизации.
Лодка К-159 базировалась в Гремихе - одной из самых мощных военно-морских баз атомного флота. Лодка входила в состав 11-й флотилии, которая была ликвидирована в начале 90-х годов. Гремиха превратилась в пункт отстоя. Здесь накопилось более 40 списанных подводных лодок. Отсутствовали средства на их утилизацию. Помогли американцы. Но деньги дали с оговоркой: чтобы в первую очередь утилизировали самые новые из списанных лодок. Они страховались: чтобы русские не передумали и не захотели вернуть в строй выведенные из боевого состава лодки. Вот почему не дошли руки до лодки К-159.
В хорошие времена в Гремихе находилась береговая техническая база, которая занималась выполнением "Операции # 1". То есть выгружали с лодки отработанное ядерное топливо из реакторов, затем заводили субмарину в док, где проводили предварительные работы по утилизации. Освобождали лодку от аппаратуры и различных механизмов и в конце выполняли операцию по конвертовке. А именно заваривали все отверстия и проверяли лодку на герметичность. Цистерны главного балласта заполняли специальным веществом типа пенопласта - полистиролом для того, чтобы придать лодке гарантированную плавучесть. После этого все люки, а на лодке их три, заваривались, и субмарину за ноздрю тащили на утилизацию. При этом людей на лодке не было. Мог оторваться трос, но лодка оставалась на плаву. В настоящее время в Гремихе береговой технической базы нет, не в строю, по всей видимости, и док. Поэтому, исходя из нашей бедности, никто теперь там лодку не конвертует.
Зачем в лодке находились люди, которых стали называть швартовой командой? Я был три года командиром швартовой команды на подводной лодке. У меня в подчинении были два мичмана и восемь матросов. Мы занимались исключительно буксирными тросами. Но швартовая команда К-159 состояла из 10 человек: шести офицеров, двух мичманов и двух моряков-контрактников. И причем из числа офицеров присутствовали командир лодки, механик, три командира дивизионов - движения, электротехнического и живучести, командир группы управления реактором. Все это вызывает вопросы.
- Говорят, что за каждым из десяти отсеков был прикреплен моряк для слежения за ситуацией?
- Но что они могли сделать в случае обнаружения течи? У них не было ни электричества, ни насосов. Но если по неизвестным нам причинам в лодку посадили 10 человек, командование обязано было предусмотреть все меры по обеспечению их безопасности. А меры элементарные: обеспечить подводников надежной связью, снабдить их как коллективными, так и индивидуальными средствами спасения. Это всего-навсего надувной спасательный плот, который сбрасывается в воду, сам раскрывается и сам надувается. Там есть средства связи, аварийный запас питьевой воды и пищи. А индивидуальное средство спасения - это специальный гидрокостюм с утеплителем, поддувом, радиомаячком и мигалкой, в котором несколько часов можно совершенно спокойно плавать. А моряки на К-159 имели обыкновенные резиновые жилеты. В них долго не продержишься в Баренцевом море, где температура воды - плюс 5-6 градусов.
- Какова ваша собственная версия очередной трагедии в Баренцевом море?
- На днях в нашем клубе собрались бывшие моряки-подводники и обсуждали возможные причины аварии. Скорее всего в лодку началось неконтролируемое поступление воды, о чем командир и доложил на командный пункт Северного флота. Единственным решением в этой ситуации мог быть приказ на немедленную эвакуацию людей и изменение курса буксировки в сторону берега. До ближайшего острова Кильдин было не так и далеко. Может, и успели бы выбросить лодку на отмель, но людей-то надо было срочно снимать! Подводники не могли, не имели права самостоятельно покинуть тонущий корабль и наверняка до последней минуты как могли боролись за живучесть. Для подводника лодка не просто железо, а почти живое существо, и бросить ее экипаж без приказа не мог. И не из-за страха перед начальством, а по своей морской сути и совести! И для всех нас погибшие на К-159 - такие же герои, как и подводники с "Курска", "Комсомольца", К-8, К-129. Более 700 российских подводников мы потеряли в годы холодной войны. Все их имена увековечены на мраморных плитах в Николо-Богоявленском Морском соборе в Петербурге. Через год там будет и доска с именами экипажа К-159. "Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь до конца против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей", - это слова великого русского мореплавателя, командира фрегата "Диана" Василия Головнина.
- Существует ли, на ваш взгляд, радиационная угроза и следует ли лодку поднимать?
- Никакой угрозы нет. Когда лодку выводят из боевого состава, ее приводят в ядерное безопасное состояние. Что это означает? В первый контур реактора закачивается специальное вещество, которое реактор полностью герметизирует. Сегодня более 70 реакторов атомных подлодок лежат на дне Мирового океана, как наши, так и американские. Но для того, чтобы все же было спокойнее, лодку надо поднимать. И заодно мы все узнаем, появилась у нас аварийно-спасательная служба или нет. Мне известно, что проект подъема К-159 начал разрабатывать "Малахит". Срок подъема установлен - начало лета следующего года. Мы должны и будем ее поднимать, причем только своими силами.
Санкт-Петербург