Предстоящая в США встреча Владимира Путина с Джорджем Бушем, безусловно, крайне важна как для всего международного сообщества, так и для развития двусторонних отношений. Ее подспудной интригой будет окончательная ликвидация последствий ситуации вокруг Ирака, где Москва и Вашингтон заняли диаметрально противоположные позиции.
Оба президента расстались после последних контактов (празднований в Санкт-Петербурге и саммита "большой восьмерки" в Эвиане), по их словам, лучшими друзьями, подтвердив высокий, доверительный уровень взаимопонимания. На подобных мероприятиях первые лица государств находятся, как известно, в жестких рамках повестки, подготовленной дипломатами. Однако если представить их будущий дружеский разговор, то его контуры осязаемо просматриваются, хотя далеко не все темы и сюжеты здесь прописаны.
Международная тематика
На сегодняшний день в международной повестке этой неформальной встречи остаются две главные темы - война против международного терроризма и борьба против распространения ОМУ. Здесь - широкое поле для громких публичных заявлений и значительных деклараций. Различия в подходах могут проявиться лишь при более детальном обсуждении этой проблематики, особенно применительно к конкретным регионам и странам: Ираку, Афганистану, Ирану и КНДР.
Сюда же в широком контексте примыкают вопросы, которые связаны с Северным Кавказом и Закавказьем и в последнее время приобрели особую актуальность: это, во-первых, Чечня и, во-вторых, Грузия, Азербайджан и Армения. Если в отношении Чечни стороны могут ограничиться констатацией статус-кво (администрация, судя по всему, не намерена ужесточать свою позицию, несмотря на давление конгресса) и надеждами на реализацию плана политического урегулирования "по-кремлевски", то постсоветское пространство за Кавказским хребтом вновь оказывается головоломкой как для Москвы, так и для Вашингтона. Серьезная геополитическая игра связана с потребностями стабилизации в Азербайджане после смены его руководства и необходимостью урегулирования российско-грузинских отношений даже без участия Эдуарда Шеварднадзе, поскольку обстановка явно выходит из-под контроля.
Угроза дестабилизации в Закавказье уже ослабляет позиции и интересы США на Ближнем и Среднем Востоке и на Каспии. Доминирующая роль Вашингтона здесь далеко не самоочевидна, тогда как разнообразные ресурсы Москвы реальны и значительны. И нам необходимо не только не создавать проблемы и не перекладывать их на партнера, но и обеспечить предсказуемость, занимаясь своей параллельной деятельностью по укреплению стабильности в этом субрегионе.
Экономическая сфера
В связи с событиями вокруг ЮКОСа Буш, возможно, будет вынужден вступиться за интересы американских инвесторов в России. И тогда Путину придется заверить своего визави в том, что это эпизод, а не тенденция.
Хотя позиция хозяина встречи также не без изъяна. Еще в Стрельне Буш заявлял, что будет убеждать членов конгресса отменить поправку Джексона-Вэника (администрация обещала это сделать еще в мае 2001 г.), которая мешает взаимной торговле. Однако воз и ныне там, несмотря на то что республиканское большинство на Капитолийском холме упрочилось после ноябрьских выборов.
В контексте последних событий в торгово-экономической сфере (введения квот на поставки куриных окорочков - "ножек Буша" в РФ, антидемпинговых разбирательств по поводу контрактов российских экспортеров металла и пробных танкерных поставок нефти из Мурманска) велика вероятность того, что Буш может поднять вопрос о допуске генетически модифицированной сельскохозяйственной продукции США на российский рынок. Для американского президента весьма важно добиться изменения российской позиции, которая склоняется к "проевропейскому" подходу. В условиях отсутствия у нас выработанной государственной линии по отношению к трансгенным продуктам (в отличие от четкого "нет" ЕС) и наличия лакуны в федеральном законодательстве президенту РФ было бы, видимо, целесообразно уклониться от принятия каких-либо обязательств по этому вопросу.
Москва все еще питает надежду, хотя и очень слабую, на списание части советских долгов, вопрос о которых обсуждался с американскими официальными лицами раньше. Хотя в Вашингтоне уже не говорят о возможности списания 8 млрд. долл. иракского долга РФ для поддержки вновь отстраиваемого "демократического режима" в Багдаде, гарантий соблюдения прежних российских контрактов в Месопотамии Буш Путину, как известно, не дал. Если Вашингтон пойдет на приемлемые условия интернационализации управления Ираком, связав ее с присутствием российских миротворцев, то Москва смогла бы как-то сохранить там весомые интересы своих крупных, и не только нефтяных, компаний.
Проблемы безопасности
Обмен в Санкт-Петербурге ратификационными грамотами договора о СНП, безусловно, стал сильной акцией в двусторонних отношениях. Однако сейчас Вашингтону необходимо прежде всего разъяснить граду и миру дальнейшую судьбу боезарядов полусотни стареющих, относительно менее мощных ракет МХ, а не ликвидируемых ненавистных российских комплексов "Сатана" (по западной классификации - SS-18). Неужто США продолжают интенсивные усилия по наращиванию явно избыточной системы развертывания 100 тыс. крылатых ракет (судя по ассигнованиям, даже больше) и их носителей, а также космических систем глобальной разведки, управления и контроля, имея в виду лишь террористов и страны-изгои? Перспективы Договора о запрещении ядерных испытаний, как и "ядерный порог" в свете создания Пентагоном ядерных "противобункерных" бомб, могут также оказаться под вопросом, хотя президенты заявили ранее о готовности совместно работать над созданием глобальной ПРО. Прояснение даже некоторых моментов из стратегической сферы создаст позитивный эффект для отношений сторон и для всего мира.
В конце концов отмена поправки Джексона-Вэника и списание части советских долгов могут иметь лишь символический эффект, а вот появление планов передислокации части военных баз Пентагона из ФРГ к границам России уже реально нервирует переменчивый российский электорат накануне выборов. Если в пять восточноевропейских стран, в том числе в страны Балтии, будет продвинута часть из 42 тыс. американских военнослужащих, 785 танков, 60 истребителей F-16 и штурмовиков А-10, то это скорее всего существенно осложнит диалог между РФ и США. При таком повороте для Москвы не имеет значения, какими мотивами руководствуются в Вашингтоне - преподать урок Германии за непослушание или поощрить страны "новой Европы" за их поддержку операции "Шок и трепет"; важен, как всегда, конечный результат.
Если этот вопрос будет поднят на встрече, то президент Путин может заявить решительное "нет" планам передислокации ВС США на восток, которые, судя по всему, могут быть в том или ином виде все же реализованы. Эта четкая позиция станет исходной точкой для нормального дипломатического торга о том, какие части и подразделения Пентагона и куда могут переместиться, какими могут быть адекватные ответные меры ВС РФ. Главное все же в этой сфере (при всей важности военно-технических аспектов) - не допустить публичного скандала, политической размолвки на радость конкурентов и противников.
В свою очередь, президента Буша может заинтересовать вопрос об эффективности расходования средств (отпущено 2,1 млрд. долл., а освоена половина) на складирование российских отработанных ядерных материалов в рамках как прежней "программы Нанна-Лугара", так и подобных смежных проектов (например, "Атомных городов"). От убедительности ответа на сакраментальный вопрос "где деньги, Зин?", помимо прочего, будет зависеть судьба принятой G8 т.н. программы 20 на 10 - выделение России 20 млрд. долл. в течение 10 лет на утилизацию советского ядерного и химического наследия, уже отслужившего свой век.
Заглядывая в будущее
Джордж Буш придает, как известно, большое значение моральным ценностям в политике, и прежде всего честности и откровенности. Поэтому Москве было бы хорошо получить от Вашингтона объяснения, почему разведывательная активность США на границах РФ с каждым годом возрастает, а не ослабевает и нужен ли Пентагону столь жесткий разведывательный прессинг, если Россия не рассматривается им в качестве вероятного противника. На ведение операций против РФ поныне все еще уходит свыше 50% огромного бюджета разведывательного сообщества Соединенных Штатов (ЦРУ, АНБ, РУМО, ФБР). Даже на все разведывательные и контрразведывательные мероприятия против мирового интернационала террористов в следующем году будет затрачено вдвое меньше, чем против России. Столь пристальное рассматривание новоявленного друга не может не вызывать искреннего недоумения.
Задача сентябрьской встречи между лидерами США и России, очевидно, в том, чтобы показать, что мы нужны друг другу сейчас и в перспективе. Имеющиеся у сторон разногласия во взглядах на мир вполне допустимы и кое в чем устранимы, а компромиссы реальны и достижимы. Американское руководство в очередной раз сможет продемонстрировать нам, что у него нет антироссийских настроений, а президент РФ выразит необходимую политическую поддержку Соединенным Штатам в сложный период отражения новых глобальных вызовов.
Сближение Москвы с Вашингтоном должно - и будет - приносить осязаемые дивиденды обеим сторонам. Следует, видимо, подумать, как сделать замечательные слова о дружбе не только привычным ритуалом для публики, но и реальным, конкретным, осязаемым взаимодействием, которое и будет ассоциироваться с теплым человеческим словом "дружба".