Генерал Пиночет возглавил одну из самых жестких диктатур в истории Латинской Америки.
Фото Reuters
Сентябрь - символическо-мистический месяц в истории этой латиноамериканской страны. На него помимо годовщины кровавого переворота 1973 г. приходятся еще две важные даты. 18 сентября 1810 г. Чили завоевала независимость от Испании. 4 сентября 1970 г. Сальвадор Альенде, лидер коалиции Народное единство, добился наилучшего результата на выборах главы государства, а затем благодаря поддержке христианских демократов стал президентом. Впервые в Новом свете парламентским путем к власти пришло правительство, провозгласившее построение социализма с человеческим лицом.
Однако, приступив к претворению в жизнь своей программы, администрация стала постепенно дрейфовать в направлении копирования модели социализма, реализованной на Кубе. Под влиянием ультрарадикалов власти взяли курс не только на тотальное огосударствление крупных предприятий, но и на ущемление мелких и средних собственников. Это вызвало перебои со снабжением, привело к дефициту продуктов первой необходимости, очередям и пустым прилавкам магазинов и в конечном итоге ввергло страну в экономический хаос и коллапс. Он сопровождался массовыми протестами населения.
Обстановка накалилась донельзя, гражданская оппозиция, включая самую влиятельную партию - Христианско-демократическую, резко критиковала администрацию за некомпетентность и намерение перейти на рельсы плановой экономики. В этих условиях на авансцену вышла верхушка вооруженных сил во главе с генералом Аугусто Пиночетом.
Кровавая расправа с законным правительством, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, физическим уничтожением людей, высылками в концентрационные лагеря, превращением стадионов в тюрьмы и застенки, вызвала возмущение широкой зарубежной общественности. Ответом стало развернувшееся повсеместно мощное движение солидарности, в которое оказались вовлечены сотни тысяч людей различных политических взглядов в десятках стран мира.
Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. "Чикагские мальчики", которым Пиночет дал карт-бланш на осуществление преобразований в неолиберальном духе, сумели, действуя весьма жестко, методами шоковой терапии, в короткие сроки создать предпосылки для последующего прорыва в хозяйственной сфере, включения страны в глобализирующуюся экономику.
Параллельно происходили сдвиги на политической арене, скрепы режима постепенно ослабевали, был снят запрет с деятельности немарксистских партий. В начале 1988 г. легальная оппозиция сгруппировалась в рамках Объединения партий за демократию (Консертасьон), становым хребтом которого явились ранее враждовавшие христианские демократы и социалисты.
Коалиция поставила задачу нанести поражение диктатору, вознамерившемуся продлить свое пребывание у власти с помощью всенародного референдума, который намечался на 5 октября 1988 г. Сплотившись вокруг альянса, чилийцы на референдуме решительно сказали "нет" Пиночету. Это расчистило путь к всеобщим выборам. Убедительную победу на них одержала Консертасьон, а ее выдвиженец христианский демократ Патрисио Эйлвин стал президентом. Открывалась новая страница в истории страны. Ныне у руля правления находится социалист Рикардо Лагос.
За 12 с лишним лет Чили добилась впечатляющих успехов на пути к правовому государству с социально ориентированной рыночной экономикой. Партии, входящие в блок Консертасьон, осуществили плавный переход от авторитаризма к демократии, действуя весьма филигранно в рамках узкого коридора возможностей, когда Пиночет в течение длительного времени оставался главнокомандующим вооруженными силами.
Тесный союз, тандем христианских демократов и социалистов, не имеющий, пожалуй, аналогов на континенте, обеспечил Чили поступательное развитие и устойчивый рост. Страна покончила с зависимостью от одной отрасли - добычи меди, создала многофункциональную экономику, обеспечивающую высокую конкурентоспособность на внешних рынках. Чили пользуется заслуженным авторитетом в мировом сообществе. Россия и Чили восстановили взаимовыгодные отношения, развивающиеся с исключительным динамизмом.
Достижения чилийской демократии несомненны. Минувшие годы ярко продемонстрировали жизнеспособность и эффективность стратегического альянса социалистов и христианских демократов. Они смогли перешагнуть через прежние распри, приспособиться к велениям времени, преподать наглядный урок другим странам.
Но очевидно и другое. Длительное пребывание на олимпе одной политической силы, а в случае Чили - одной коалиции, чревато негативными последствиями, порождает застой. Правящий блок отнюдь не случайно сотрясают коррупционные скандалы. И в этом состоит еще один урок Чили, напоминающий об общеизвестной истине: регулярная смена у руля власти различных цивилизованных политических сил, совершающаяся посредством электоральных процедур, служит гарантией необратимости демократических процессов и хорошей вакциной от авторитаризма.