Сгоревший танкер, возможно, был застрахован. Но ущерб понесли не только его владельцы.
Фото Reuters
В Самарской области продолжается ликвидация последствий пожара на танкере "Виктория". Около 400 человек - спасатели, местные жители, военные - без сна и отдыха вручную собирают нефть с берегов Волги. Однако, несмотря на их усилия, пока не удалось очистить даже 10 процентов загрязненной площади.
Никто из специалистов сейчас даже примерно не может сказать, сколько нефти попало в Волгу. В танкере, который бороздил по речным просторам более 20 лет, было 2 тысячи тонн, что-то сгорело, а что-то вылилось. По словам жителей Октябрьска, около которого сгорело судно, около 700 метров береговой полосы в районе пожара превратились в болото из нефти, перемешанной с пеной. А в нескольких километрах вниз по течению от места аварии, в Сызрани, уже загрязнено 3 километра городских пляжей. К их очистке только начинают приступать. Общая площадь огражденных нефтяных пятен составляет 10 тыс. квадратных метров. Спасатели говорят, что если загрязнение будет распространяться дальше, то возможно попадание нефти в водозаборы городов, находящихся ниже по течению. К каким последствиям для здоровья людей это может привести, остается только гадать.
Областные власти оценили ущерб от аварии в 5 миллионов долларов. Однако раны, нанесенные природе, более существенны, чем финансовые потери. С наступлением половодья загрязненные нефтепродуктами речные отложения попадут на пойменные луга, на которых летом обычно пасут скот. Использование молока от коров, пасущихся на таких лугах, может резко увеличить число раковых заболеваний у жителей городов и сел, прилегающих к загрязненной области. Есть пример Республики Коми, где в середине 90-х произошел большой разлив нефтесодержащей жидкости, в результате чего пострадали реки Уса и Печора. Проведенные исследования показали, что в районах, расположенных в непосредственной близости от этих рек, возросло количество онкологических больных. "В случае же с "Викторией" надо еще учитывать, что жители Октябрьска почти неделю дышали продуктами горения нефти. А это также может пагубно отразиться на их здоровье", - сказал корреспонденту "НГ" координатор энергетического департамента Greenpeace России Владимир Чупров.
Кроме того, экологи опасаются, что в районе реки у нефтеналивной базы произошло крупное нарушение баланса экосистемы. В этом году рыба не сможет нереститься, следовательно, произойдет резкое сокращение ее численности. А водоплавающие птицы будущей весной не станут откладывать яйца в загрязненных районах.
Естественно, что за аварию с такими тяжелыми последствиями кто-то должен нести ответственность. Власти региона намерены подать иск против владельцев судна - АО "Аншип" (Махачкала), учредителями которого являются некие кипрские офшоры. Однако есть немало вопросов и к фрахтователю корабля - Тюменской нефтяной компании. Как сообщили самарские СМИ, нефтебаза, с которой загружалась нефть ТНК, не имела лицензии на перевалку нефти. Почему же ТНК - одна из крупнейших компаний страны - воспользовалась услугами сомнительной нефтебазы и зафрахтовала 20-летний корабль? Ведь фрахт нового танкера сегодня не представляет никакой сложности, а в Самарской области есть современные наливные эстакады, всегда готовые к работе. Может быть, нефтяники просто решили сэкономить на транспортировке?
Пока в ТНК весьма скудно комментируют произошедшее. В компании лишь признали, что в танкере была ее нефть. "Нам неизвестно, была ли застрахована "Виктория", однако нашу нефть мы застраховали и обязательно получим возмещение", - заявил вице-президент ТНК Дмитрий Иванов. То есть нефтяники в убытке не останутся. А вот получат ли компенсации жители города и пожарные, пострадавшие при тушении пожара? На этот вопрос в Тюменской нефтяной компании ответа не дают.