Выборы в Госдуму чем-то напоминают соревнования бегунов. Звучит команда "На старт!", но соискатели высших наград топчутся у линии, ожидая сигнала, а зрители с недоумением наблюдают за этим состязанием, в котором одновременно принимают участие и спринтеры, и стайеры, и марафонцы. Впрочем, ясно пока одно: почти все основные участники бегут под одним флагом. Имя этому флагу - президент Путин.
Что касается "Единой России", то здесь ситуация более или менее понятна. Как утверждают многие, хотя, видимо, это и не совсем так, партия еще на прошлых выборах достаточно легко, хотя и самостийно, узурпировала для себя право распоряжаться на политическом рынке лейблом президента. В ту пору серьезных конкурентов у "медведей" и не было: лидеры остальных политических партий наивно полагали себя не менее знаковыми для избирателя фигурами, чем новый президент России. Ошиблись, с кем не бывает.
Сегодня, однако, выяснилось, что на своих и чужих ошибках многие российские политики начинают учиться. У Владимира Путина появилось прямо-таки немыслимое число сторонников среди новых и старых отечественных партийцев. Российская партия жизни во главе с питерским земляком президента Сергеем Мироновым и Партия возрождения России, организованная другим известным человеком с берегов Невы Геннадием Селезневым. Народная партия Геннадия Райкова, Евразийская партия - Союз патриотов России Пал Палыча Бородина и даже ЛДПР с ветераном политических ристалищ Владимиром Жириновским┘ Лишь Григорий Явлинский и Борис Немцов по-прежнему свято верят в то, что, объединив свои электораты "под крышей" одного из них (проблема регулярно упирается в вопрос: под чьей конкретно?), смогут решить задачу достойного представления демократов в парламенте.
На этом густом фоне желающих устремиться в забег, где главные призы - возможность формировать свои фракции в Госдуме, "Единая Россия" уже не выглядит так убедительно, как четыре года назад. "Единороссы" явно рассчитывают на то, что дистанция не будет слишком утомительной, не отдавая себе отчета в том, что им не вокруг Кремля предстоит совершить круг, а - по всей России.
Между тем верный своим привычкам президент, как и четыре года назад, не спешит идентифицировать себя с проправительственной фракцией в парламенте. Понять его можно. Партия отметилась достаточно бездарно организованным и дорогостоящим шоу своих сторонников, в котором было больше от блеска современной эстрады, а политическая составляющая была не то что туманна, а просто не видна. "Единороссы" в последние месяцы были скорее заметны на рынке политических заклинаний, а не конкретных действий. "Дела оборотней в погонах" или успехи службы спасения при чрезвычайных ситуациях - это рутинная и необходимая работа министров правительства Бориса Грызлова и Сергея Шойгу, а не копилка добрых предвыборных дел "Единой России".
Конечно, Кремль в конечном счете не отвернется от партии, которая столь откровенно и в то же время достаточно действенно в Думе этого созыва демонстрирует свою готовность поддержать любые его рекомендации и решения. Но рассчитывать только на одну партию в сегодняшнем прагматическом Кремле также явно не намерены. Там отдают себе отчет в том, что толерантность ЛДПР к власти обусловлена лишь текущим раскладом сил в парламенте. А Народная партия России сильна своими одномандатниками, рассчитывать же на преодоление ею пятипроцентного барьера было бы слишком оптимистично.
Из новичков нынешней гонки Кремль может заинтересовать Евразийская партия - Союз патриотов России Павла Бородина. И не только тем, что пытается внятно заявить о своей новой идеологии на достаточно скудном на какие-либо идеи нашем партийном фронте. Евразийцы достаточно решительно заявили о своей поддержке некоторых кандидатов в губернаторы и президенты республик на ближайших выборах. И, что удивительно, уже добились первого результата. В минувший понедельник было объявлено, что победу на выборах президента Карачаево-Черкесии одержал Мустафа Батдыев. К слову, тот самый кандидат, которого решительно поддержали соратники по партии Павла Бородина.
Здесь у многих аналитиков сам собой возникает вопрос: а свершаются ли нынче такие победы в регионах без ведома и негласной поддержки Кремля? И не означает ли это, что свои ставки в предвыборной региональной - и достаточно крупной - игре евразийцы совершают при подсказке и содействии кремлевских политических букмекеров? Учитывая особое положение Павла Бородина как во вчерашней, так и в нынешней политической элите страны, - вполне возможный вариант.
Во всем этом раскладе необходимо учитывать и то обстоятельство, что сам Кремль достаточно спокойно, с лукавой усмешкой относится к увеличению числа участников думской гонки, готовых бежать под его знаменами. Понять стратегов из команды Владимира Путина можно вполне: помимо прогнозируемого большинства в парламенте, администрацию не могут не волновать перспективы предстоящих президентских выборов. В этой ситуации лучше не обижать никого: ни коммунистов, ни глазьевцев, ни тем более - "единороссов" и "евразийцев". В конечном счете расклад получается беспроигрышным: кто бы от его имени ни прошел в Думу, сам Кремль не будет чувствовать себя обязанным никому. Чего не скажешь о партиях, которым удастся занять места в новом парламенте.