Все начиналось так хорошо
Вряд ли кому-нибудь надо объяснять высочайшую значимость отношений России с нашим громадным, стремительно развивающимся соседом. После долгих напряженных лет они наконец-то стали конструктивными. Регулярные встречи глав правительств двух стран - одно из ярких тому подтверждений.
Реальные итоги растущего сотрудничества проще всего иллюстрирует объем товарооборота между Россией и Китаем. В 2002 году он составил 11,9 млрд. долл. Крупнейшими статьями доходов России в торговле с Китаем являются вооружение, оборудование для электростанций, металлы, нефть и древесина. Нефть не случайно поставлена здесь на одно из последних мест, ее доля составляет сейчас примерно одну десятую часть от всего товарооборота. Между тем развивающаяся промышленность Китая испытывает постоянно возрастающую потребность в достаточной и надежной энергетической базе. В этой связи несколько лет назад возникла идея строительства российско-китайского нефтепровода из Сибири в Китай.
В кратчайший срок было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО). Уже с 2005 года нефть должна начать поступать в Китай. За 25 лет, предусмотренные контрактом, выручка от продажи нефти должна составить 150 млрд. долл.
До недавних пор все шло на ура. Главы правительств подписали соответствующие документы, а российский премьер Касьянов заверил представителей деловых кругов КНР, что реализация проекта идет активно, с хорошим уровнем решения вопросов. Уважающие порядок китайцы после этого с чистым сердцем внесли совместное сооружение нефтепровода Ангарск-Дацин в свой пятилетний план развития экономики и стали ждать российскую нефть.
Кондуктор, нажми на тормоза
Как уже понял бывалый читатель, такой безоблачный и радостный сценарий - не для нас. Вернемся к предстоящей встрече премьеров. За месяц до этого - 25 августа - в Москве начали свою работу российско-китайские подкомиссии по сотрудничеству, которые и определяют тематику встреч глав правительств. Не приступила в срок к работе лишь одна из них - подкомиссия по сотрудничеству в области энергетики. Основной темой, которая должна была обсуждаться на ней, значилась реализация проекта строительства нефтепровода Россия-Китай.
Причина проста - министр энергетики Игорь Юсуфов отказался от проведения встречи в ранее установленные сроки. Официальная причина - в целях более детальной проработки вопросов, предлагающихся для рассмотрения на заседании. Китайская сторона выразила протест, однако российская сторона просьбы китайцев провести заседание в назначенные сроки проигнорировала. Казалось бы, уже решенный вопрос о строительстве совместного нефтепровода повис.
Север против юга
Чиновничьи закорючки, однако, начались еще раньше. Так, подготовленное разработчиками технико-экономическое обоснование проекта должно было пройти государственную экологическую экспертизу в декабре прошлого года. Все необходимые документы были направлены в Министерство природных ресурсов (МПР) еще в ноябре прошлого года, однако заключение МПР, без которого дальнейшие работы по проекту невозможны, постоянно откладывается и не готово до сих пор. Из-за отсутствия необходимых согласований российских министерств начало строительства задерживается уже на год. В чем причина? На горизонте появился другой проект. Возникла идея пустить нефтепровод из Ангарска не напрямую в Дацин, а направить вдоль БАМа в дальневосточный порт Находка. В районе Тынды (Амурская область) от этой трассы предполагается сделать ответвление на юг - на Дацин. Прямой маршрут Ангарск-Дацин назвали южным, а маршрут Ангарск-Тында-Дацин - северным.
Северный маршрут длиннее южного на 800 км (3000 и 2200 км соответственно), он проходит по территориям, характеризующимся сейсмически опасными и исключительно сложными для прокладки нефтепроводов природно-климатическими условиями (большое количество заболоченных участков, значительная рельефность местности, высокий перепад температур в зимние и летние месяцы, наличие зон вечной мерзлоты). Поэтому стоимость его даже без учета затрат на защиту от сейсмической активности и мероприятий по минимизации воздействия работы нефтепровода на окружающую среду окажется вдвое больше (4 млрд. и 2 млрд. долл. соответственно).
Но главное даже не это. Строительство северного варианта начнется неизвестно когда и уж тем более неизвестно когда будет завершено. Порука тому - печальный опыт начатого еще в 70-х годах прошлого века и не завершенного до сих пор строительства Байкало-Амурской магистрали.
Трасса северного маршрута должна пройти вдоль БАМа на самых неприятных участках: по северным районам Бурятии и северному побережью озера Байкал. Чтобы понять, какие сложности подстерегают здесь строителей, можно вспомнить о прокладке Северомуйского тоннеля на БАМе. Из-за сложных климатических и рельефных условий местности его строили 24 года - с мая 1977 года по апрель 2001-го. Но уже в ноябре 2002 года представители МПС заявили о необходимости дополнительных инвестиций в завершение строительства туннеля - 100 млн. долл. До этого расходы на строительство 15-километрового тоннеля составили более 400 млн. долл.
Однако наибольшую опасность представляют зоны повышенной сейсмичности севернее озера Байкал. Трасса проходит в осевой части Байкальской рифовой зоны через 17 сейсмогенерирующих зон протяженностью более 1100 км. При этом протяженность сейсмоопасных участков с сейсмичностью более 9 баллов, то есть в чрезвычайно опасных зонах, превышает 1000 км. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов 27 июля 2003 года подготовила отрицательное заключение на проект строительства нефтепровода Ангарск-Приморье.
Экспертная комиссия отмечает, что относительно участка трассы в пределах бассейна озера Байкал не может быть сделан вывод об экологической допустимости намечаемой деятельности в связи с недостаточной проработанностью воздействий аварийных ситуаций на окружающую среду и их последствий.
Очевидно, что северный вариант маршрута нефтепровода является коммерчески рискованным проектом в силу значительных экологических рисков, его реализация сопряжена с огромными трудностями, а сроки завершения сокрыты полнейшим туманом. Представьте себе, какой шок испытали наши китайские коллеги, внезапно оказавшись перед столь неясной и неприятной для себя перспективой.
Цена необязательности
Есть еще один аспект в истории с российско-китайским нефтепроводом. Его не измеришь баррелями, не оценишь в рублях. Назову его так: деловая репутация России. Отказ Минэнерго от проведения заседания подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики скорее всего объясняется желанием российских чиновников сначала кулуарно убедить китайскую сторону согласиться на северный маршрут, в котором они видят определенные достоинства, а уж после этого выносить обсуждение вопроса в официальную плоскость. Однако, отказываясь от продекларированных нами же обязательств или просто оттягивая их исполнение, мы рискуем потерять гораздо больше, чем просто упущенную выгоду.
Не строй общих планов, если не собираешься идти с кем-то по одной дороге, - не уверен, что это изречение великого Конфуция знакомо нашим чиновникам, зато убежден, что оно хорошо известно тем, кто оценивает возможности сотрудничества с нами с той стороны. Наша деловая необязательность уже привела к неприятным последствиям. До недавнего времени Китай видел в России надежного поставщика нефти и реальную альтернативу поставкам нефти из Персидского залива, откуда в настоящее время в Китай поставляется подавляющая часть импортируемой страной нефти. Спустя несколько месяцев после того, как российские чиновники начали открыто затягивать реализацию проекта прямого трубопровода в Дацин, Китай начал поиск альтернативных России поставщиков нефти.
Китайские нефтяные компании начали активную скупку месторождений за пределами КНР - в Казахстане, Судане. Достигнута договоренность о начале работ по строительству нефтепровода для поставок казахской нефти в Китай. Для поставок нефти из Судана Китай уже начал модернизацию одного из своих крупнейших портов Далянь.
Северный маршрут не подходит китайцам - КНР не может ждать еще несколько лет проекта с непонятными перспективами. Таким образом, нарушение Россией договоренностей с КНР по нефтепроводу может иметь крайне негативные последствия для российско-китайских отношений.
Слишком значим, слишком далеко зашел для Китая проект строительства российско-китайского нефтепровода, слишком многое на него поставлено. Поэтому его срыв может привести и к более широким ответным экономическим мерам со стороны КНР. В первую очередь это уменьшение закупок российской продукции и переориентация на поставщиков из других, выполняющих свои обязательства стран. В качестве первого предупреждения Китай уже отказал компании "Газпром" в ее участии в весьма привлекательном проекте строительства нефтепровода Восток-Запад.
Между тем китайский рынок - один из самых перспективных для России. КНР готова закупать у нас практически любую продукцию - начиная от энергоресурсов и заканчивая космическими технологиями и вооружением. Рынок Китая является одним из самых емких в мире. Емкость этого рынка постоянно растет - за последние двадцать лет экономика КНР выросла в четыре раза. Через 20 лет она должна вырасти еще в четыре раза.
Ситуация с нефтепроводом Россия–Китай сильно осложнилась, угрожая тяжелыми последствиями во многих сферах российско-китайских отношений. Ее необходимо исправить, и в первую очередь для этого нужна добрая воля.