- Батоно Корнели, президент России Владимир Путин сказал, что с территории Грузии должны прекратиться нападения на Россию. А министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что от границы с Грузией исходит постоянная угроза безопасности России.
- Мы, в свою очередь, считаем, что должны прекратиться нападения на Грузию со стороны России. Грузия граничит с Турцией, Арменией, Азербайджаном и Россией. И наибольшая угроза безопасности Грузии исходит сегодня именно со стороны нашего северного соседа. Ведь боевики, которые находились в Грузии, являлись гражданами Российской Федерации и пришли на нашу территорию с территории России.
- Почему вы говорите в прошедшем времени? Сегодня нет в Панкиси боевиков?
- После проведения антитеррористической операции ситуация в Панкиси стабилизировалась и находится под контролем. Есть данные, что там еще остаются немногочисленные криминальные группы - не боевики, а именно уголовники. В Панкисском ущелье продолжается работа по выявлению и задержанию преступных элементов, в том числе причастных и к наркоторговле.
- Может быть, российский президент имел в виду наемников, которые пришли в Панкиси не из России, а из других государств?
- В Панкиси действительно были арабы, которые попали в Грузию из России вместе с Русланом Гелаевым. Мы не исключаем единичных случаев нелегального проникновения в Грузию, но я твердо могу заявить, что сегодня как в Панкиси, так и во всей Грузии ни чеченцев, ни тем более арабов и боевиков других национальностей нет. Мы проводим соответствующие мероприятия, в частности ограничили въезд в страну. И мы боремся с незаконными мигрантами настолько, насколько нам позволяют наши возможности.
- Но если ваших сил недостаточно, почему вы отказываетесь от российской помощи? Ведь Владимир Путин сказал, что Россия готова помочь Грузии, "не навязывая инструментов решения вопросов".
- Россия оказывает военно-техническую помощь ряду государств. Об этом неоднократно заявлял министр обороны России Сергей Иванов, хотя ни разу он не говорил о планах помощи Грузии. Мы несколько раз обращались к российским коллегам за помощью. Но получили лишь моток колючей проволоки и несколько оптических приборов.
Что же касается нелегалов, то они могут проходить в Россию через Абхазию и Южную Осетию. По известным причинам Грузия сегодня не контролирует два этих сепаратистских региона. В 1995-1996 годах нашим пограничникам Россия разрешила осуществлять контроль в качестве наблюдателей со своей территории, а потом, не назвав причины, нас попросили уйти. Через две эти бреши могут двигаться не только нелегалы, но и оружие, наркотики, контрабанда.
- Граница обычно охраняется с двух сторон. Почему, на ваш взгляд, отсутствует надежный заслон правонарушителям со стороны России?
- Я не утверждаю, что нелегалы и контрабанда проходят через контрольно-пропускные пункты. Хотя и этого исключать нельзя. С обеих сторон границы действуют проводники, они знают все лазейки. Российско-грузинскую границу очень сложно охранять, за каждым камнем, на каждой тропинке пограничника не поставишь. Преступники работают сообща, общий язык находят быстрее, чем официальные структуры. Помните историю с чабаном Леваном Телидзе, который стал Героем России? Как выяснилось, он был обычным проводником, но что-то не поделил с компаньонами, разругался с ними, перешел границу и сообщил российским пограничникам о возможном проходе группы нелегалов через границу. Окрестности села Гиреви, откуда был родом чабан, бомбила с воздуха российская авиация.
- Почему вы так уверенно говорите, что бомбы сбрасывали российские самолеты?
- За все годы независимости Грузии не зафиксировано ни одного нарушения воздушного пространства со стороны Азербайджана, Армении и Турции. Самолеты залетали на нашу территорию со стороны России на 10 километров. Кому должны принадлежать эти бомбардировщики: французам, англичанам, немцам?
- А нельзя ли загородить все проходы и лазейки через границу той же колючей проволокой, что вам подарили российские пограничники?
- Слишком дорогое дело - опутывать страну колючей проволокой. Да и эта система не гарантирует полной защиты. Есть другие способы охраны государственной границы. В частности, на всей границе Грузии мы начали внедрять систему электронного слежения "Иори". Полностью она войдет в строй к 2005 году. Проект целиком финансируют США.
- Сегодня вы проводите масштабную реформу своего ведомства. Можно ли надеяться, что по ее завершении Россия не будет вам предъявлять претензии?
- К 2007 году пограничный департамент должен полностью перейти на контрактный принцип комплектования из числа жителей приграничных районов. Местные жители знают приграничную зону как свои пять пальцев, и мимо их бдительного ока не пройдет ни один нарушитель. Именно пограничники комендатуры "Местиа" в прошлом году задержали группу из 13 чеченских боевиков. Что же касается взаимоотношений с Россией, то скажу, что ситуация стала меняться в лучшую сторону после встречи на саммите стран СНГ в Кишиневе грузинского и российского президентов. Мы открыли 10 дополнительных пограничных застав на чечено-ингушском участке границы, включая дагестанское направление. Численность личного состава увеличена примерно на 30%. На сегодня уже отлажены системы обмена информацией между нашими ведомствами, проведения регулярных встреч на уровне застав, отрядов и комендатур. На наиболее опасных участках проведены "горячие линии" телефонной и радиосвязи. Мы договорились с российскими коллегами об обмене контактными офицерами на чеченском, ингушском и дагестанском участках совместной границы. Российские и грузинские пограничники на некоторых участках будут также совместно патрулировать границу. Согласно одобренному совместному плану, по два российских и грузинских офицера будут направлены соответственно в расположение погранзастав на сопредельных территориях.
Тбилиси