- В Петербурге 21 сентября пройдут выборы главы исполнительной власти. "Союз правых сил" свою кандидатуру на этот пост не выдвинул.
- У нас есть проблема с публичным политиком на роль губернатора.
- А вы не публичный политик? Наблюдатели ожидали, что вы включитесь в губернаторскую гонку.
- Я иду на выборы лишь в том случае, если у меня есть 50 или 45 процентов шансов их выиграть. А сегодня у меня шансов победить в Петербурге нет. По всем расчетам, мой рейтинг на губернаторских выборах составляет 8-10 процентов. Этого недостаточно, надо поработать в Питере подольше.
- Вы еще несколько месяцев назад заявили, что лично будете поддерживать на губернаторских выборах в Петербурге Валентину Матвиенко, а СПС раздумывал до последнего момента.
- Почему я решила поддержать Валентину Ивановну? Я считаю, что Петербургу как можно быстрее надо заканчивать с политическими интригами и потенциал города превращать в реальное благополучие. Для этого потребуются огромные средства и серьезная дружба с Кремлем. И если Владимир Путин поддерживает Матвиенко, то уж лучше поддержать и сделать власть сильной, чем разыгрывать свои конъюнктурные игры. Мы нашли компромисс: СПС готов поддержать Валентину Ивановну при условии, что будет учтена наша программа, она будет положена ей на стол, как в свое время Владимиру Путину.
- Полагают, что СПС решил поддержать Матвиенко, рассчитывая получить несколько постов в городском правительстве. Так ли это?
- Все верно, и это называется нормальным политическим обменом. Мы хотим реально делать дело, мы хотим участвовать в духовном и культурном прорыве. Наши люди могли бы работать на любых должностях. У нас есть профессионалы в экономике, по работе с Законодательным собранием и местным самоуправлением, в области социальной политики. Среди наших кандидатов - Сергей Васильев, Андрей Лихачев, Константин Этингоф.
- Давайте перейдем к думским выборам. Какие партии, на ваш взгляд, смогут попасть в Думу?
- Я думаю, что фактически изменений не произойдет. В основном места заберут коммунисты и "Единая Россия", и может преодолеть пятипроцентный барьер Народная партия. Она становится серьезным конкурентом для "Единой России". По некоторым данным, часть людей, приближенных к Кремлю, склонны поддерживать скорее Народную партию, чем "Единую Россию". Жириновский получит 5-7 процентов. Пройдет СПС и пройдет "ЯБЛОКО" - я думаю, в пределах 7 процентов.
- Почему не создается демократическая коалиция, основу которой могли бы составить СПС и "ЯБЛОКО"?
- На мой взгляд, это связано с тем, что между лидерами демократических движений в свое время было слишком много проблем. И на личном уровне они преодолеть психологически этот барьер не могут.
- Вероятно, Анатолий Чубайс будет третьим в федеральном списке СПС. Не отпугнет ли его имя избирателей от СПС?
- Вопрос о третьем лидере в списке "Союза правых сил" будет решаться на съезде СПС 8 сентября. Давайте немного подождем.
- На прошлых думских выборах в 1999 году вы баллотировались в 207-м округе, а сейчас решили пойти в 209-й. Говорят, что вы решили поменять округ, потому что не выполнили предвыборные обещания и не надеетесь на поддержку избирателей.
- Как показал последний социологический опрос, по 207-му округу у меня самый высокий рейтинг, меня поддерживают 28 процентов избирателей. Все, что я обещала, ровно в той степени, с которой могла, выполняла. А все просьбы выполнить невозможно, так как это требует огромных средств, которые не находились даже в городском бюджете.
209-й округ - это округ Галины Старовойтовой. Я мечтала продолжить работу, начатую Галиной Васильевной. Мы с ней были не просто политическими единомышленниками, я всегда с глубоким уважением относилась к этой женщине, восхищалась ее умением отстаивать интересы своих избирателей в любых начальственных кабинетах. Я собиралась идти по 209-му округу в 1999 году, но уступила Сергею Степашину. Ныне по этому округу собирается идти Геннадий Селезнев. Но уступать я ему не намерена. Потому что Степашин был в "ЯБЛОКЕ", а Селезнев - в противоположном политическом лагере. 207-й округ я не оставила, там будет избираться Григорий Томчин - руководитель СПС в Петербурге.
- Если вы проиграете, пройдете в Думу по федеральному списку. А если выиграете, то Геннадий Селезнев окажется за бортом, так как рейтинг его партии не дотягивает до одного процента. Вы не любите его и хотите наказать?
- Я к Геннадию Николаевичу отношусь с глубоким уважением. В свое время я, между прочим, выступала на его стороне, когда "Единая Россия" пыталась снять его с поста спикера. Я первой заявила, что буду избираться по этому 209-му округу, Галина Старовойтова тоже никакого отношения к Селезневу не имеет, и поэтому я там буду избираться.
- Меняются губернаторы, депутаты, а правило "Не подмажешь, не поедешь" остается. Говорят, что сегодня можно купить даже пост министра или вице-премьера.
- По данным разных аналитических компаний, в России рынок взяток всех видов составляет 40 миллиардов долларов в год. Самая большая доля взяток относится к сфере аренды земли и недвижимости - более 30 миллиардов долларов, остальные взятки дают при контрольно-разрешительных мероприятиях, а также в виде "добровольных" взносов на культурные мероприятия городов. Коррупция сегодня в России является не просто негативным явлением, а средой, которая формирует практически все решения. Это катастрофа для дальнейшего продвижения реформ. Что касается постов вице-премьеров, министров и их заместителей, то вряд ли эти должности можно купить. Тут требуется лояльность лично президенту и его администрации. На более низком уровне в системе исполнительной власти действительно гуляют деньги. Президент, как известно, создал специальную комиссию для решения проблем коррупции. Комиссия состоит из представителей исполнительной власти. А способна ли исполнительная власть сама в себе искоренять коррупцию - это вопрос. В работе комиссии необходимо задействовать представителей законодательной власти и независимых экспертов. Это позволит сделать работу комиссии открытой и привлечь к процессу общественное мнение россиян.
Санкт-Петербург