Анатолий Чубайс всегда решал масштабные задачи, оставляя след в истории России.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Неделю назад стало известно, что третью строчку в думском списке "Союза правых сил" займет Анатолий Чубайс. Окончательное решение будет принято 8 сентября на съезде СПС, но это чистая формальность.
Будучи сопредседателем партии, он редко проявлял публичную активность, связанную с СПС. Хотя бытует точка зрения, что именно Чубайс - реальный руководитель и хозяин организации. С другой стороны, считается, что его партийная деятельность в основном имеет "спасательный" характер: он добывает самые крупные инвестиции, в 1999 году без отрыва от основной работы в РАО "ЕЭС" возглавил избирательный штаб СПС и успешно провел кампанию, начав ее при двухпроцентном рейтинге, а в результате получив без малого девять. Уже тогда в среде соратников Чубайс обрел особый статус. Предвыборный сайт СПС был оформлен в футбольной стилистике и терминологии. Например, раздел "Капитан" посвящен Немцову, раздел "Сборная" - сопредседателям, членам Координационного совета и партиям-учредителям СПС и т.д. Чубайс был представлен в ранге "Играющего тренера". Есть о чем подумать.
А теперь - заявка на личное участие Анатолия Борисовича в выборах. Недруги высказались однозначно: Чубайс - это катастрофа для СПС. Наблюдатели из числа сочувствующих стали рассуждать о том, зачем на фоне кристально-либеральных Немцова и Хакамады необходимо появление такой брутальной фигуры, как Чубайс, какой процент голосов он сможет принести партии, а какой, напротив, оттолкнуть, согласовал ли он свое решение с президентом и т.д.
Показательна реакция из стана соратников. Член Федерального политсовета СПС политолог Валерий Хомяков за фактом вступления Чубайса в активную политическую борьбу увидел три момента: во-первых, Чубайс - прекрасный полемист, поэтому у Явлинского в ходе предвыборной кампании возникнут серьезные проблемы; во-вторых, незаурядные организаторские способности Чубайса сделают избирательную кампанию СПС более управляемой и креативной; в-третьих, Чубайс - сам по себе ресурс, его наличие в той или иной организации само по себе является залогом победы.
И все же у этой истории есть гораздо более важный аспект, способный существенно изменить политический пейзаж. Вот несколько знаменательных фактов.
В начале текущего года парламент принял чубайсовский план реструктуризации РАО "ЕЭС", вокруг которого шла острейшая дискуссия, в том числе и с экономическим помощником президента Андреем Илларионовым. Отношение к личности Чубайса в депутатской массе, сдержанно говоря, в основном негативное. И вдруг - Анатолий Борисович легко выигрывает. Понятно, что лишь личное распоряжение президента могло совершить подобное чудо.
В июле состоялось открытие Бурейской ГЭС, освященное присутствием самого президента. А ведь это почти суточная дорога на мероприятие, которое никоим образом не скажется на личном рейтинге Путина. За этой акцией, скорее, стоит все укрепляющаяся симпатия и доверие президента к Чубайсу.
В августе РАО "ЕЭС" купило энергетические сети Грузии. Негоция очень любопытная, если учесть, что отношения между Россией и Грузией нестабильны, а моментами откровенно недружественны. В такой ситуации без одобрения президента будет действовать разве что самоубийца. К тому же имеется вполне достоверная информация, что Чубайс получил благословение первого лица.
Дальше - больше. Недавно президент неожиданно для многих высказался в поддержку концепции военной реформы, разработанной "Союзом правых сил". Лишь весьма приблизительно можно представить себе, что испытал в этот момент министр обороны Сергей Иванов. И уж совсем интересно, что высказывание Путина, прошедшее во всех дневных выпусках теленовостей, в вечерних было опущено. Но главное заключается в том, что президент впервые выразил благосклонность по отношению к политической партии, в основном критикующей действия руководства страны. В этом уже есть интрига. Правда, в 1999 году был эпизод, когда Путин, находясь в ранге премьер-министра, одобрительно отозвался о подготовленном СПС огромном труде, в котором излагалась концепция вывода страны из экономического кризиса. Но тогда Путин только приближался к статусу преемника. Сейчас интрига может закрутиться куда динамичней.
Итак, достаточно очевидно, что президент накануне парламентских выборов находится в поиске более эффективной политической опоры. О "Единой России" как о серьезной партии без улыбки могут говорить только ее функционеры. Она превратилась в пародию на КПСС эпохи упадка: в партию власти вступают в расчете хоть на маленькую, но пользу. Такие образования быстро начинают разлагаться, и яркой иллюстрацией тому способны послужить, например, события, развернувшиеся в питерской организации "единороссов". За годы существования партия власти не выдвинула ни одной интересной идеи, ни одной яркой личности. Готовность монолитно проголосовать по сигналу Кремля за любое решение - похвальное качество, но явно недостаточное. Понятно, что президенту необходима новая, динамичная, цивилизованная, интеллектуальная, хорошо структурированная партия, которая была бы воспринята и в стране, и за ее пределами.
С момента прихода в правительство Чубайс никогда не был рядовым исполнителем, он всегда решал масштабные задачи, оставляя след в истории России. Не станет такой человек втягиваться в предвыборную борьбу исключительно ради того, чтобы повысить рейтинг СПС на несколько процентов, - мелковато будет. К тому же ясно как Божий день, что он не собирается менять свое нынешнее место работы на кресло в Думе.
Значит, Чубайс получил задание превратить СПС в пропрезидентскую партию нового типа, а из этого, в свою очередь, следует, что с приходом Чубайса кроме хороших инвестиций СПС приобретает поистине колоссальный административный ресурс. А еще представим себе на мгновение: в решающий момент предвыборной кампании Путин выступает в поддержку правых как партии, находящейся на магистральном пути развития России. Может быть, отсюда разговоры некоторых функционеров СПС о том, что выборы принесут сенсацию в виде двузначного показателя "Союза правых сил".
В марте 1997 года после очередной перетряски в правительстве президент Ельцин назначил Чубайса единственным первым вице-премьером. Но, будучи поклонником системы сдержек и противовесов, тут же одарил аналогичной должностью Немцова. Президент объявил о своем решении перед телекамерой, пригласив к себе обоих фигурантов. От неожиданности Чубайс с трудом скрыл досаду, но быстро нашелся: "Сильный ход, Борис Николаевич!" Теперь сильный ход делает второй президент. Уже Чубайсом.