Отыскать в России противников гражданского общества как такового затруднительно. Но те же самые люди, столкнувшись с ним непосредственно, переживают нешуточный шок. И нельзя не признать - регулярно воспроизводящийся образ гражданских активистов как вечных оппозиционеров, голодранцев и сумасшедших, существующих к тому же на иностранные деньги, карикатурен лишь отчасти.
Однако другого гражданского общества у нас нет. Собственно, у нас нет ничего другого - другого государства, другой экономики, другой армии, "других писателей", другой элиты, другого народа, - и обходиться предстоит тем, что есть. Действительно, только становление гражданского общества превращает формальную демократию в реальную. И потому стоило бы уделять больше внимания следующему неоспоримому факту: в последние годы попытки включить гражданские союзы в политический процесс предпринимаются регулярно. Гражданский форум, Тольяттинский диалог, имеющий состояться осенью Российский форум - лишь наиболее заметные события, слагающиеся вместе с десятками других в ощутимую тенденцию.
Попытки эти были, впрочем, не слишком успешны - но они имели место, и, видимо, неспроста (спроста в политике вообще мало что бывает). Они имели место потому, что российская власть испытывает острый дефицит системных политических ресурсов - не размытой персональной поддержки харизматического происхождения, а именно устойчивой, институционализированной и структурированной социальной базы. Они оказались малоуспешны, потому что миры общества и государства слишком различны, слишком неспособны к сотрудничеству во имя общего блага, да и просто к осмысленному разговору.
И все же без дальнейшего встречного движения общества и государства - таких, какие они есть сегодня, со всей их неприглядностью, бестолковостью и несоответствием высоким умозрительным стандартам, - Россия не обойдется. Страна остро нуждается в политизации гражданского общества - политизации в смысле policy, хорошего управления общественными делами. Страна нуждается и в "цивилизации" власти - между прочим, политика как politics, как конкуренция за властные позиции лишь выиграет в результативности, если претенденты на соответствующие посты будут проводить качественную, отвечающую общественным интересам политику-policy.
Изобретать для решения этой сдвоенной задачи какие-то специальные средства нет нужды - первейшей функцией политических партий является именно согласование интересов отдельных общественных групп и государства как политического целого. Естественной функцией - поскольку партии суть не столько часть государства, сколько часть общества. Если же наши партии пока не слишком соответствуют собственному назначению - что ж, и партий других у нас нет. Но та из них, которая увидит свою миссию в прорыве этого средостения между властью и обществом, которая заключит долгосрочный, не расторгающийся на следующий день после выборов альянс с гражданскими союзами, которая тем самым подведет прочный фундамент под колеблемую российскую государственность, - не только приобретет существенный электоральный ресурс, но и, что еще важнее, приобретет его заслуженно.