Уже 11 лет не функционирует железнодорожная магистраль Сочи-Тбилиси-Ереван. Поезда перестали курсировать с началом военных действий в Абхазской автономии - с августа 1992 года. С окончанием войны в сентябре 1993 года абхазские сепаратисты, симпатизирующие им местные армяне вместе с так называемыми добровольцами из России, республик Северного Кавказа и Турции взорвали на реке Ингури Большой железнодорожный мост, соединявший Абхазскую автономию с остальной Грузией. А рельсы от райцентра Гали до Ингури разобрали. В качестве металлолома рельсы были проданы в Турцию по цене 40 долл. за штуку - думали, что дорога в грузинском направлении больше не понадобится.
"Прелести" абхазского сепаратизма первой ощутила Армения. Государство оказалось в полной железнодорожной блокаде. От этого бюджет Армении стал нести ежегодно убытки в 600 млн. долл. Ереван первым заговорил о восстановлении абхазского участка железнодорожной магистрали, связывающей Армению и Россию. В Тбилиси отвечали, что о возобновлении сквозного железнодорожного движения через Абхазию до восстановления территориальной целостности Грузии не может быть и речи.
Умные головы предлагали варианты разблокирования магистрали из Армении в Россию. Так, экс-председатель Совета министров СССР Николай Рыжков сказал во время визита в Армению, что для восстановления абхазского участка железной дороги потребовалось бы всего два-три месяца, "но Шеварднадзе ведет себя недостойно. Он использует этот разрыв как рычаг давления на Абхазию". Рыжков предложил схему доставки грузов из России в Армению: переправлять грузы паромом из района Новороссийска, дальше перегружать (в районе Поти или Батуми) в вагоны и - в Армению. Но, подумав, Рыжков заметил: "Но доставлять грузы так - правой рукой чесать левое ухо".
Мэр Москвы Юрий Лужков пошел дальше. Во время вояжа в Армению он предложил транспортный путь через Иран, по Каспию - до Астрахани, а там - и до Москвы... "Когда мы начнем использовать этот путь, - заявил Лужков, - Грузия больше не сможет "грабить" Армению на своей территории" (армянская сторона упрекает Грузию за завышенные тарифы за транзит). Но так за счет транспортных расходов товары стали бы поистине золотыми.
Армянская сторона продолжала поиск путей решения проблемы... Весьма кстати для армянских властей, в марте нынешнего года в Сочи состоялась не планировавшаяся ранее встреча президентов России и Грузии. Они договорились о восстановлении железной дороги от Сочи до Еревана. Но при условии параллельного возвращения в Абхазию изгнанного грузинского населения.
По поручению Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе МПС России и Министерство транспорта и коммуникаций Грузии начали консультации по восстановлению железнодорожного движения между двумя странами. Были рассмотрены технические вопросы восстановления сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси. Решили создать смешанную экспертную группу для оценки состояния 197-километрового путепровода. На этом консультации были отложены, так как не удалось найти ответы на вопросы: кто будет гарантировать безопасность железнодорожных экспертов на территории Абхазии и кто будет восстанавливать магистраль и потом ее охранять?
Абхазская сторона заявила, что не пустит на свою территорию грузинских экспертов, строителей и военных для охраны поездов.
По мнению председателя Верховного совета Абхазии в изгнании Тамаза Надареишвили, для восстановления абхазского участка дороги понадобятся около 500 энергетиков и до 2 тыс. железнодорожников. Поскольку абхазская сторона не имеет таких специалистов, придется задействовать российских граждан. Для охраны дороги необходим штат почти в 10 тыс. человек. Эти люди приедут в Абхазию вместе с семьями, поселят их в домах изгнанных из Абхазии грузин, и соответственно еще меньше шансов останется для возвращения беженцев в свои дома.
Тамаз Надареишвили высказался категорически против реабилитации абхазского участка железной дороги и по другой причине. По его словам, если будет открыто движение в Армению, Азербайджан, Турцию, Иран, государства Средней Азии, то так называемая "абхазская таможня" на реке Псоу будет ежегодно вносить в бюджет сепаратистов больше средств, чем весь бюджет Грузии. Подобное развитие событий, по мнению Тамаза Надареишвили, будет означать, что грузинская сторона сама поддерживает сепаратистов, дает им возможность укрепиться, закупать на полученную прибыль оружие.
Командиры же действующих в зоне абхазского конфликта грузинских партизанских отрядов "Белый легион" и "Лесные братья" Зураб Самушия и Давид Шенгелия заявили, что возвращения беженцев недостаточно - необходимо восстановление юрисдикции Грузии в Абхазии. Поэтому партизаны против пуска поездов, а в случае необходимости они готовы взрывать составы и железнодорожное полотно от реки Псоу (граница России и Грузии) до Красного моста (граница Грузии и Армении).
Любопытно, что недавно проведенный в Грузии опрос показал, что 70% респондентов выступают за открытие железной дороги из Грузии в Россию через Абхазию. По мнению участников опроса, результатом этого может стать улучшение экономической ситуации и отношений с Россией. Ибо отношения с северным соседом характеризуются как "плохие". Именно от России сегодня, как считает большая часть респондентов (60%), исходит самая большая угроза для Грузии. Эти социологические данные подверг сомнению грузинский политолог Андро Барнов. Он считает, что граждане страны не осведомлены о том, что происходит вокруг Абхазии. "То, что открытие железной дороги приведет к улучшению экономической ситуации в Грузии, - вопрос спорный, - отметил Андро Барнов. - Если где и улучшится экономическая ситуация, то только в Абхазии".
Такое положение дел, разумеется, не может устроить Армению. Некоторые представители армянской власти, похоже, не верят, что договоренности между Путиным и Шеварднадзе могут быть реализованы. Недавно вице-председатель парламента Армении Ваан Ованнисян сделал заявление в адрес Соединенных Штатов. Он сказал, что в "условиях, когда границы между Арменией и Азербайджаном закрыты, США должны помочь России в вопросе открытия абхазского участка железной дороги". Но ответ последовал из Тбилиси. Со специальным заявлением выступила пресс-служба президента Грузии. В нем, в частности, говорится: "Грузинской стороне вполне понятна заинтересованность Армении в восстановлении железнодорожного сообщения между Россией и Южным Кавказом. Тем, кто выступает с подобными призывами и выражает подобные стремления, должно быть известно (о чем неоднократно заявлялось), что восстановление железнодорожного сообщения на абхазском участке возможно лишь при условии, если параллельно туда (в Абхазию) вернется насильственно изгнанное население, о чем проинформированы как участники конфликта, так США и Россия".
Наблюдатели не исключают, что Путин и Шеварднадзе встречались в Сочи по настоятельной просьбе Армении: предпринять шаги для разблокирования железнодорожной магистрали. Российский и грузинский президенты просьбу уважили, правда, в ущерб своему международному имиджу: опять у них слова расходятся с делами. Главы двух государств СНГ не могли не знать, что на заключенных условиях железная дорога никогда не откроется. Потому как возвращение беженцев мирным путем, пусть даже в отдельно взятый Гальский район Абхазии, не представляется возможным. Почти все дома изгнанных грузин заняты. В них поселились спустившиеся с гор на побережье абхазцы (напомним: в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов абхазцы выступили на стороне турок. Император Александр II запретил абхазцам - как "ненадежным элементам" - проживать на побережье Черного моря ближе чем за 30 километров, чтобы исключить контакты с турками). Жилье грузин присвоили также симпатизировавшие во время войны абхазцам армяне, турки, русские┘ Дома они обжили, и просто так возвращать жилища законным владельцам явно не собираются. Конечно, можно "развести" беженцев и тех, кто захватил их дома. Но для этого потребуются очень большие деньги. У России их нет. А у Америки другие проблемы, да и интересы на Южном Кавказе иные.
Тбилиси