История с задержанием в Судане экипажа Ми-26Т - вертолета российской авиакомпании "Вертикаль-Т" - в очередной раз привлекла внимание к деятельности наших соотечественников, работающих по частным контрактам на Черном континенте. Больше недели авиаторы, начавшие работу по контракту ООН в рамках миротворческой миссии в соседней Демократической Республике Конго (ДРК), содержались под арестом суданских властей. Вертолетчиков обвиняли в неправильном оформлении транзитных документов и даже в возможных контактах с местной повстанческой группировкой Армией освобождения Судана, действующей на севере штата Дарфур, где Ми-26Т якобы садился девять раз.
Российский МИД сделал не одно резкое заявление, настаивая на немедленном освобождении задержанных, отечественные СМИ развернули целую кампанию по этому поводу, а активисты партии "Единая Россия" даже пикетировали здание суданского посольства в Москве. Серьезная дипломатическая проблема превратилась в дело государственной важности. Речь пошла о престиже государства, который может восприниматься по-разному. Для одних это означает спасение соотечественников любой ценой, для других - прежде всего их оправдание. В любом случае все сходятся на необходимости показать миру, что Россия не бросает своих граждан в беде, хотя порой это может лишний раз продемонстрировать уязвимость государства.
За разъяснением ситуации с арестом российских авиаторов в Судане корреспондент "НГ" обратился к заместителю генерального директора "Вертикаль-Т" по безопасности полетов Владимиру Бараченкову. "Hавигационный электронный прибор GPS, который стоит на борту этого вертолета, исчисляет и фиксирует координаты воздушного судна с помощью спутников. Непонятно, по какой методике суданцы определили, что вертолет начиная с прошлого года совершал посадки в Судане, в GPS об этом информации нет. В действительности он простоял весь прошлый год в России, в Раменском, а в этом году работал очень мало - всего 30 часов, опять-таки в России. Это его первый перегоночный полет, ни над какими территориями в Судане он летать не мог. Нам выставили необоснованные претензии, не понимая или не желая понимать, как работать с системой GPS". На вопрос корреспондента "НГ" по поводу перевозившегося Ми-26Т груза, Владимир Бараченков ответил, что на борту вертолета был "затаможенный груз - техническая аптечка, которая позволяет обслуживать вертолет автономно в местах базирования. Груз, как положено, проходил контроль во всех точках посадки, в том числе в столице Судана Хартуме. Первоначальные претензии в городе Эль-Фашер, где задержали вертолет, сводились к раскраске вертолета, дескать, почему он раскрашен как вертолет ООН, а на хвостовой балке стоят российские регистрационные номера. Дело в том, что по международному контракту вертолет должен быть белого цвета и на борту должны стоять буквы UN. Мы объяснили, что вертолет имеет госрегистрацию России, поэтому на хвостовой балке стоят российские номера. Потом выяснилось, что суданцы, видимо, искали повод, чтобы задержать вертолет".
Возникает вопрос - зачем суданцам вообще нужен был скандал, повод для раздувания которого они якобы искали, зачем им фальсифицировать данные GPS, на что намекают представители "Верикаль-Т"... Судан лишь недавно начал выходить из международной изоляции, после событий 11 сентября 2001 года эта страна заняла очень четкую позицию в отношении международного терроризма, что способствовало снижению американского давления на Хартум. Логику последних событий понять сложно, гораздо проще начать очередную антиафриканскую кампанию. Дескать, опять Россию обижают.
Демарши российского МИДа в защиту наших соотечественников, конечно, можно только приветствовать. Естественно, что для Москвы в подобной ситуации главное - презумпция невиновности наших сограждан. Делать вид, что пилоты сами виноваты - куда полезли, - просто неприлично.
Все вроде бы выглядит в порядке вещей, если бы не одно "но". Россияне, как и граждане других стран СНГ, слишком часто попадают в подобные передряги. В первую очередь это касается российских, украинских и белорусских авиаторов, истории с которыми стали притчей во языцех на Африканском континенте. В конце 1990-х годов российские гражданские самолеты неоднократно оказывались в эпицентре театра военных действий гражданской войны в Анголе, их экипажи просто исчезали, а через некоторое время вызволялись из плена УНИТА (Национального союза за полное освобождение Анголы). Ангольские власти также сообщали, что некие российские волонтеры были замечены на территории ДРК среди противников нынешнего режима, которые были тесно связаны с повстанцами из того же УНИТА. По информации из Луанды, россияне на молдавском самолете поставляли повстанцам оружие. Не случайно в отчетах ООН о нарушении режима санкций в отношении УНИТА попадались русские фамилии, например, известный международный авантюрист, выпускник Института военных переводчиков Виктор Бут, которого на Западе считают основателем восточноевропейского картеля, специализирующегося на поставках оружия в страны Африки в обход международных запретов.
Наиболее громким скандалом было пленение в 1997 году в Республике Конго (со столицей в Браззавиле) 11 российских летчиков, опять же по обвинению в поставках оружия все тем же повстанцам в соседней Анголе, находившимся в союзе с низложенным президентом Конго Паскалем Лиссубой. Агентство Ассошиэйтед Пресс поспешило тогда окрестить россиян "дикими гусями", то есть наемниками. В Браззавиле проводилось весьма тщательное расследование. Со своей стороны, Москва срочно командировала в этот регион тогдашнего директора Департамента Африки МИД РФ Михаила Бочарникова. Последний развил в Экваториальной Африке самую бурную активность по освобождению россиян. Москве тогда повезло: к власти в Конго вернулся "старый друг" СССР Дени Сассу-Нгессо, который "волевым решением" освободил летчиков. Характерно, что, несмотря на тяготы, перенесенные в африканской тюрьме, двое из 11 экс-пленников остались в Конго продолжать работу уже по новым контрактам, заключенным с новой властью.
Спустя год в другой части Черного континента - в Республике Сьерра-Леоне в аналогичную ситуацию попал российско-белорусский экипаж вертолета Ми-8, обвиненный в сотрудничестве с повстанцами из местного Объединенного революционного фронта (ОРФ), ненадолго захватившими власть в стране. Экипаж поначалу считался бесследно исчезнувшим, но затем его задержали западноафриканские миротворцы на территории соседней Либерии, куда авиаторы бежали вместе с партизанами из ОРФ. К несчастью, наши соотечественники тогда попали в руки нигерийских военных, вследствие чего оказались в лагосской тюрьме. Если бы не скорая смерть печально известного диктатора Нигерии генерала Сани Абачи, судьба их была бы незавидной. Преемники же Абачи передали пленников властям Сьерра-Леоне, а те, "исходя из доброй воли и учитывая хорошие отношения с Россией", отпустили авиаторов в родные пенаты.
Замдиректора Института Африки РАН Владимир Шубин, комментируя для "НГ" подобные истории, заметил, что "строго говоря, во многих из них россияне виноваты сами, потому что "колымили" как угодно и где угодно. Приходилось слышать и о том, что в ЮАР, например, садится какой-нибудь Ан-12, визитеры дают пачку долларов и просят горючего. Кто, куда и зачем летит, совершенно неясно. Порой на наших соотечественников навешивают и чужие дела, недоброжелателей у России хватает. Был случай, когда в Намибию перегнали Ан-32 из Анголы. Пока самолет стоял, его номер переписали на другой самолет - Ан-26, который полетел в район, контролируемый УНИТА. Началась газетная шумиха насчет того, что россияне якобы перевозят наркотики (наш самолет в действительности перевозил медикаменты). Тогда российские представители предъявили фотографии, доказывающие, что к унитовцам улетел другой самолет - у Ан-32 и Ан-26 разные винты. Эта история тоже сопровождалась задержанием российского экипажа".
В любом случае до тех пор, пока наши сограждане в поисках элементарного заработка будут пускаться в рискованные заморские вояжи, России предстоит еще не раз сыграть весьма двусмысленную роль. В Судане, например, возможно, имела место ошибка со стороны местных спецслужб. Последних тоже можно понять, весь в условиях гражданской войны малейшие нелады с оформлением документов на вьезд в эту страну иностранных граждан, равно как и пересечение ее территории транзитом, вызывают повышенную подозрительность. Необходимо какое-то время для того, чтобы разобраться в истинных причинах случившегося. Приветствуя успехи нашего МИДа в делах по вызволению соотечественников из крайне неприятных историй в Африке, надо в то же время понимать, что эти дипломатические победы могут оказаться пирровыми. Ведь, по сути, один за другим возникают знаковые прецеденты для любителей приключений из родного отечества, которые прекрасно понимают, что в роли их адвокатов в любом случае будут выступать представители российского внешнеполитического ведомства.
Суданцы вернут задержанный вертолет лишь новому экипажу, который продолжит работу по прерванной миссии в ДРК. Дело опять за "Вертикаль-Т". Остается надеяться, что теперь-то уж наши сограждане будут действовать гораздо осмотрительнее, и у местных властей не будет поводов для новых скандалов.